Удачно повернулись: смена направлений позволит странам ЕАЭС заработать

Опубликовано 11.11.2022, 09:50

Грузооборот стран ЕАЭС в 2022 году вырастет в два раза — по сравнению с прошлым годом. Все благодаря повороту на восток.

Правда, все это не точно, а выглядит в виде прогноза, озвученного на круглом столе международного Координационного совета по трансграничным перевозкам и Евразийской экономической комиссии.

Мы не раз сообщали о смене направлений грузоперевозок и развитии международных транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг». Субъекты хозяйствования России и Беларуси идут на это из-за невозможности работать с ЕС, страны Азиатского региона, включая членов ЕАЭС, наращивают обороты в своем регионе.

На днях экономическую эффективность оценили эксперты. Вот данные, которыми оперировали на круглом столе:

  • объем перевозок по ЕАЭС увеличился в 2021 году на 1,4% — до 11 трлн т;
  • грузооборот поднялся на 2,9% — до 3,6 трлн т-км.
  • по результатам 2022 года грузооборот вырастет «значительно больше», ведь за первую половину года субъекты хозяйствования России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана добились прошлогодних результатов.

Санкции ЕС против России в 3–4 раза взвинтили ставки на морской фрахт. Это немедленно увеличило грузопоток на железнодорожном транспорте стран ЕАЭС. Когда на восточном направлении запустили ускоренные маршруты, этот грузопоток вырос:

  • на 60% на российском направлении;
  • на 50% на белорусском направлении;
  • в 8 раз — на маршруте Азия — Европа в ЕАЭС.

Оценивая суммарный грузооборот через ЕАЭС за первую половину 2022 года, министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев называл цифру в 3,2 трлн т-км.

«Согласно дорожной карте развития инфраструктуры и логистики, утвержденной в 2016 году, к 2025 году, — цитирует руководителя РЖД-Партнер.ру, — экономический эффект от транспорта ЕАЭС должен был превысить $1 трлн. К сожалению, логистика и транспорт столкнулись с беспрецедентными трудностями и ограничениями доступа к рынкам в текущем году. В этой ситуации нам пришлось ради сохранения грузопотока жертвовать высоким экономическим эффектом. Ряд перевозок идут на пределе рентабельности. Но по мере оптимизации новых маршрутов мы увеличим доходы от работы транспорта».

Непростое положение, в котором оказались перевозчики, прокомментировал министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бакытжан Сагинтаев. По его словам, «к убыткам приводят некоторые избыточные требования по перевозкам через пространство ЕАЭС. Сейчас мы совместно с бизнесом оцениваем регулирующее воздействие, собираем предложения. 70% всех собранных предложений исходят от бизнеса».

По данным начальника департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО «РЖД» Антона Козлова, из-за санкций экспорт России снизился в 2022 году на 10%. Но это еще не много, ведь «ожидали гораздо худшего» — экспорт в страны ЕС сократился в 2 раза. Спас тот самый «оперативный поворот на восток», благодаря которому «мы избежали худшего сценария». Сегодня, по данным Козлова, увеличивается оборот с Китаем, лидером по темпам роста стала Индия, набрав 96%».

По итогам круглого стола вышла резолюция. В документе отмечено, что операторы несут дополнительные издержки при пересечении границ, а увеличение грузопотока на восток обнаружило недостаток мощностей пунктов пропуска.

Поэтому в числе приоритетных задач указаны:

  • увеличение числа пунктов пропуска и подъездных путей;
  • строительство на протяжении транспортных коридоров мультимедийных терминалов;
  • более активное использование речного транспорта;
  • совершенствование общего транспортного законодательства ЕАЭС.
Наши новости в Telegram

Комментарии