Николай Лакотко: «Наш автомобиль  более чем на 90% состоит из совместных белорусско-российских комплектующих»

Опубликовано 16.12.2022, 08:48

Санкции изменили рынок грузовых автомобилей в России и Беларуси. Страна-соседка набирает обороты по продажам китайских брендов, которые вот-вот — и обгонят лидера отечественного автопрома КАМАЗ, в Беларуси идет аналогичный процесс, разница в том, что грузовики начали поступать в страну позже. Есть здесь и свой, отечественный грузовик — МАЗ.

Мы обратились на ОАО «Минский автомобильный завод» с просьбой рассказать о последних моделях и способах удержаться рядом с конкурентами из Китая. На вопросы ответил заместитель главного конструктора по грузовой технике Николай Лакотко (на фото).

Какие грузовики для международных перевозок сходят с конвейера минского автозавода?

Самые популярные седельные тягачи — модели МАЗ-5440 и МАЗ-6430. Их популярность подтверждает и статистика продаж. В 2021 году  продано 601 МАЗ-5440 и 452 МАЗ-6430. За 11 месяцев 2022 года количество проданных моделей МАЗ-5440 составило 612 штук, а МАЗ-6430 — 583.  На 2023 год мы планируем сохранить тенденцию к росту.

Отдельно выделим обновленные модели тягачей МАЗ-544028 и МАЗ- 54402L. ОАО «МАЗ» — единственный в ЕАЭС производитель, серийно выпускающий комплектации седельных тягачей с дисковыми тормозами, гипоидным мостом собственного производства и роботизированными и механическими КПП.

Какая из моделей наиболее востребована и почему? Расскажите о ее основных преимуществах на фоне прочей линейки МАЗ.

Наиболее пользуется спросом седельный тягач МАЗ-544028. Для него предусмотрены различные комплектации с высотой седельно-сцепного устройства от 1050 мм до 1250 мм, а также различные варианты установки топливных баков объемом от 500 л до 1200 л.

Предусмотрена установка двигателей мощностью 430-460 л.с., механическая и роботизированная КПП. Данная модель включает варианты дополнительного оборудования: подогреватель двигателя, независимый подогреватель кабины, кондиционер, АБС, ПБС, систему курсовой устойчивости, дисковую тормозную систему, круиз-контроль и т.д.

На автомобиле установлена большая кабина с двумя спальными местами размером 700х2020 мм, объемная вещевая полка над ветровым стеклом, вещевые ящики под нижним спальным местом, функциональный вещевой столик с двумя подстаканниками.

Освещение кабины — светодиодная подсветка, цифровой цветной 7- дюймовый щиток приборов с отражением работы основных систем автомобиля в виде текстовых сообщений или символов, эргономичные клавиши управления  системой микроклимата, освещения. Большое внимание уделено комфорту водителя: установлены сиденья водителя и пассажира на пневмоподвеске с трехточечным креплением ремня безопасности, рулевое колесо уменьшенного диаметра, с регулировкой рулевой колонки по высоте и углу наклона, блок управления электроприводом зеркал на водительской двери, центральный замок, электроподогрев зеркал и т.д.

Рама автомобиля выполнена из высокопрочной легированной стали с повышенными механическими характеристиками, обладает  высокой прочностью на кручение и изгиб. Благодаря применению самостопорящегося крепежа улучшается ремонтопригодность и повышается прочность соединения не только лонжеронов рамы с поперечинами, но и различного оборудования: топливного бака, АКБ, глушителя, запасного колеса и т.д.  Надежная антикоррозионная обработка рамы обеспечивается за счет применения катафарезного грунтования рамы с последующей порошковой окраской.

Для обеспечения высокой плавности и снижения вибронагруженности рабочего места водителя на седельном тягаче применяется малолистовая передняя подвеска с рессорами параболического типа, задняя 4-х баллонная пневмоподвеска, 4-х точечное подрессоривание кабины. Электронная система управления пневмоподвеской обеспечивает заданный уровень дорожного просвета независимо от загрузки (с учетом деформации шины).

Расскажите о преимуществах МАЗ по сравнению с китайскими грузовиками Jac, Foton, Shacman и др.

Одним из важнейших критериев для владельца автопарка является стоимость владения автомобилем, куда включаются статьи расхода на его приобретение, затраты на топливо, техническое обслуживание и т.д.

Другими, не менее важными критериями являются комфорт и наличие современных электронных систем, обеспечивающими безопасность, экономичность, снижение утомляемости водителя, обеспечение комфортных условий труда и отдыха водителя.

Все выше перечисленное отражено в нашей концепции седельного тягача.

Что касается конкуренции с автомобилями китайского автопрома, можно с достаточной долей уверенности сказать, что определяющим фактором, помимо вышеперечисленных критериев, является и наличие развитой сервисной сети, а также централизованных складов запчастей, что выгодно отличает МАЗ на рынке стран Таможенного союза.

После ухода из Беларуси и России ряда зарубежных брендов производители взяли курс на импортозамещение и, как показывает практика, довольно успешно. Последняя новость — ПАО «КамАЗ» начал производить коробки передач ZF без участия немецких партнеров. Расскажите, чего в плане импортозамещения добился МАЗ, что пришло на замену комплектующим, сделанным в европейских странах и США?

Грузовой автомобиль МАЗ собирается из компонентов белорусского производства: помимо указанных двигателей и коробок передач, которые собираются на предприятиях в индустриальном парке «Великий камень», в грузовом автомобиле  рама, задний мост, передняя ось — это МАЗ, кабина — опять же собственного производства.

  • Элементы экстерьера и интерьера кабины — Осиповичский завод автомобильных агрегатов;
  • опорно-сцепное устройство, тормозная аппаратура — ОАО «ТАИМ»;
  • карданные передачи — производства «Белкард»;
  • светотехника — ОАО «Руденск»;
  • шины — «Белшина»;
  • гидроаппаратура — «Амкодор-холдинг»;
  • системы АБС и моторедукторы — ОАО «Экран», и т.д.

Мы можем с уверенностью говорить, что с учетом металла, поставляемого из России, наш автомобиль  более чем на 90% состоит из совместных белорусско-российских комплектующих.

Наши новости в Telegram

Комментарии