«Это рекорд»: китайская продукция замещает европейскую на российском рынке. Грузовики уже победили

Опубликовано 1.11.2022, 19:32

Россию с Китаем сблизило несколько причин, и обе стороны сумели ими воспользоваться. Комментируя двустороннее сотрудничество Москвы и Пекина, глава МИД РФ Сергей Лавров отметил «взаимный интерес граждан» в «усилении сотрудничества» — в 2021 году объем двусторонней торговли превысил 140 млрд долларов, по итогам 2022 года ожидаются «рекордные показатели».

По данным Главного таможенного управления КНР за 9 месяцев 2022, товарооборот России и Китая вырос в годовом исчислении на 32,5%, что составило 136,08 млрд долларов. Основной прирост — за счет российских товаров и услуг, которые выросли на 51,6% или до 83,84  млрд. долларов.

Причины роста, по мнению профессора кафедры регионоведения Московского гуманитарного университета Алексея Скопина, озвученные «Российской газете» просты: вместо Европы российские нефть и газ отправились в Китай. Собственно, в энергоносителях и кроется успех товарооборота — нефть,  природный газ и уголь составляют около 70% стоимости товаров, следующих из России в Китай.

И хотя потребности Китая меньше европейских, поставки энергоносителей будут увеличиваться — экономика КНР растет, страна не торопится снижать долю угля и природного газа. Почему бы не воспользоваться соседом, у которого этих энергоносителей в избытке, а покупатели не выстраиваются в очередь?

Кроме нефти и газа в Китай едут древесина, металлы, полезные ископаемые, сельхозпродукция. В ответ Россия получает смартфоны, промышленное и спецоборудование, детские игрушки, обувь, легковые и грузовые автомобили, кондиционеры, компьютеры. За 9 месяцев 2022 года импорт России из Китая увеличился на 10,3% и составил 52,24 млрд долларов.

Большинство импортных продуктов made in China замещает европейскую продукцию. Лучший пример, который почувствовали на себе и в Беларуси, — автомобили. Если в первом квартале 2022 года, по данным аналитического агентства «Автостат», китайской была каждая десятая проданная в России машина, то в начале октября доля КНР на авторынке легковых машин составила 30,3%.

Аналогичное положение касается и грузовых автомобилей — в первую неделю сентября 2022 года китайские автобренды — Shanaxi, FAW, HOWO и Sitrak заняли все четыре места в ТОП-5 после КАМАЗа. Общие доли всех грузовиков российского и китайского производства практически сравнялись.

По данным 9 месяцев продажи грузового автотранспорта made in China выросли почти в 3 раза, а по итогам 2022 года, прогнозирует «Автостат», займут 26–27% российского рынка грузовиков. Для сравнения: в 2021 году доля китайских машин составляла 7%. Разница ощутима.

По мнению экспертов, стремление пересадить автолюбителей и профессиональных водителей на китайские автомобили объясняется значимостью автопрома в глазах китайцев, который считают локомотивом экономического роста.

Если говорить о легковом транспорте, примечательно, что китайцам удалось заместить не дешевые машины, оставив первенство за Lada, а средний ценовой сегмент, в основном кроссоверы. Еще немного — и на машины китайской сборки будут смотреть с тем же уважением, как еще недавно на BMW и Mercedes-Benz.

Комментируя товарооборот с Китаем ТАСС, первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов подчеркнул: таможня ожидает от товарооборота с восточным партнером очередного рекорда.

«Цифры разные называются, — заявил специалист, — от 170 до 180 млрд долларов оборота. Наверное, это достаточно объективные цифры».

По оценкам экспертов, Китаю удалось заместить торговлю с Европой на 30-40%.

Что дальше?

Фото: телеграм-канал Китайские автомобили

Наши новости в Telegram

Комментарии