Перегрузка и перецепка: в России недовольны, в Беларуси говорят об увеличении объема работы

Опубликовано 31.10.2022, 09:44

Запрет фурам из «недружественных стран» въезжать на территорию Беларуси, а через полгода — и России оживил рынок грузоперевозок, но оставил двойственное мнение у его игроков. Российские перевозчики считают действие запрета недостаточно эффективным, в Беларуси говорят об оживлении рынка.

Выступая 28 октября на круглом столе Института экономики Уральского отделения РАН, руководитель филиала АСМАП по Уральскому федеральному округу Александр Салаутин отметил неудовлетворение действием запрета перевозок по России. По мнению эксперта, большая часть грузов, пересекающих границу РФ и следующих по ее территории, приходится на зарубежных перевозчиков, которые везут товар, не попадающий под действие запрета.

Напомним: постановление правительства России №1728 закрыло границу для фур стран ЕС, Великобритании, Норвегии и Украины. При этом в документе есть приложение №1, в котором содержится 58 позиций товара, не подлежащего перегрузке или перецепке ввиду особых условий хранения (скоропорт) или хрупкости (алкогольная продукция). Именно к этим товарам-исключениям у игроков транспортного сектора России возникли претензии.

Комментируя наличие длинного списка приложения №1, гендиректор Института логистики и управления цепями поставок Игорь Прохин назвал  механизм перецепки/перегрузки профанацией, ведь из-за них российским перевозчикам достается совсем немного грузов, которые можно забрать на границе. Со скоропортом ничего не произойдет за 20 минут перецепки, а ящики с алкоголем вполне спокойно и без боя перегружаются в свободный прицеп — однако товар попал в исключения.

В результате запрет оказался недостаточно эффективным — даже для перевозчиков Урала.

«По мнению перевозчиков, — цитирует Салаутина ТАСС, — это [постановление о запрете] дало частичный эффект. По системно проводимому анализу, 75% грузов продолжают перевозить иностранные перевозчики на территории Российской Федерации. Только 25% — российские перевозчики».

Еще одна причина негативного мнения о реализации запрета — механизм перецепки грузов на границах с Латвией и Эстонией для российских перевозчиков примерно вдвое дороже, чем аналогичные процедуры на терминалах Беларуси.

Есть претензия и к организации перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом в Калининградскую область и обратно. Со ссылкой на перевозчиков, Салаутин заявил: при доставке груза паромами в Калининградскую область обратной загрузки нет, нечего везти. Экономически такая перевозка невыгодна.

В Беларуси таких проблем нет — по крайней мере, так следует из выпуска телесюжета «МИР 24». Напротив, как заявляется в репортаже, введение операции перецепок и перегрузок оживило рынок.

Как мы уже рассказывали, логистический оператор Беларуси РУП «Белтаможсервис» организовал работу на 18 площадках.

Комментируя деятельность телеканалу, директор брестского филиала «Белтаможсервис» Виталий Балдовский отметил: «Процесс перегрузки и перецепки способствует восстановлению потерь транспортной работы белорусских перевозчиков и переориентации их на рынок ЕАЭС и азиатского региона».

После начала организации работы 16 апреля за сутки такие площадки принимали около 1,2 тыс. фур, осенью — больше 3 тыс.

«После совершения грузовых операций к продолжению международной перевозки привлекаются перевозчики, зарегистрированные в государствах-членах Евразийского экономического союза, — пояснил замначальника отдела главного управления организации таможенного контроля ГТК РБ Юрий Власенко. В большинстве своем это белорусские, российские и казахстанские перевозчики».

Из новых направлений водители выделяют Казахстан, Узбекистан и Таджикистан». На некоторых маршрутах объем перевозок выросли многократно. Рост перевозок в Турцию — в 5 раз, в Грузию — в 4 раза.

В качестве одного из популярных направлений председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Екатерина Станкевич назвала китайское. Жаль, что осенью эпидемиологическая ситуация закрыла для белорусских водителей въезд на территорию КНР.

Сообщается об увеличении и внутреннего грузопотока Беларуси — на 25% во втором квартале по сравнению с первым.

С учетом сближения России и Беларуси сложно понять разницу в оценке нового формата работы.

В чем причина?

Фото: РУП «Белтаможсервис».

Наши новости в Telegram

Комментарии