Перегрузка или профанация: российские перевозчики дали оценку новому формату работы на границе со сменой груза

Опубликовано 23.10.2022, 16:56

С 10 октября в России новые правила: согласно постановлению правительства №1728, фуры из стран ЕС, Великобритании, Норвегии и Украины доезжают до специальных площадок — пунктов пропуска, СВХ, иных мест, где по определенным требованиям выполняется перецепка или перегрузка товара, следующего в ЕАЭС, на машины российских или белорусских перевозчиков.

Казалось бы, сбылись ожидания игроков транспортной сферы: конкуренция с европейскими перевозчиками закончилась, российские получили работу и деньги. Но не тут-то было — недовольных новыми правилами достаточно. Информационное агентство «РЖД-Партнер.ру» опросило экспертов транспортного рынка страны — и вот что те рассказали.

«На первый взгляд, механизм перецепки/перегрузки — это профанация», — коротко и емко отозвался о новом формате работы гендиректор Института логистики и управления цепями поставок Игорь Прохин. Возможно, делать окончательные выводы рановато, ведь с 10 октября прошло всего две недели, и механизм работы может несколько измениться, однако в настоящее время повода для оптимизма нет.

Причина — приложение №1 постановления №1728, где указано 58 позиций товара, попадающего под исключения. Чтобы не испортить внешний вид груза (стеклянная тара для алкогольной продукции) или не пропустить срок годности (это касается скоропорта), не повредить фатально (живые животные и растения) некоторые виды товара разрешено ввозить без операций перегрузки/перецепки. В этом случае грузовик просто оформляют на границе, производят таможенную очистку и отправляют получателю на той же фуре.

Живые животные, продукты питания, деревья и растения, алкогольная и табачная продукция, лекарства, минеральные удобрения — перечень огромный, по оценке заместителя руководителя филиала АСМАП по Северо-Западному федеральному округу Ильи Чернякова.

Проанализировав количество исключений, эксперт с грустью констатирует:о российским перевозчикам остается совсем немного грузов, которые будут перегружены  на их автомобили.

Руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности оператора экспресс-доставки документов и грузов СДЭК Андрей Побежимов видит в постановлении №1728 лишь один плюс — российские перевозчики действительно получили работу. Что же касается клиентов транспортных компаний, операции перегрузки/перецепки повлекли для них удорожание логистики, увеличение сроков доставки и дополнительные риски повреждения грузов.

Работа действительно появилась, — соглашается Игорь Прохин. Но — лишь для мелких перевозчиков из Европы, которые подняли расценки в среднем на 10%, и их коллег из России. Крупный бизнес ничего не выиграл. По крайней мере, о выигрыше никто не рассказал.

«Мнение, что механизм позволит российским перевозчикам повысить расценки, а транспортным компаниям, наоборот, снизить затраты на перевозку, — говорит Прохин, — не оправдалось, потому что в его основе лежал постулат: иностранные перевозчики согласятся возить товар только до границы и согласятся снизить расценки. Авторы этой идеи исходили из предпосылок, что грузовая база не изменится, а у иностранных и российских перевозчиков не появится права выбора, и они согласятся с доводами авторов идеи ввода механизма перецепки/перегрузки. Но первые результаты — европейские перевозчики повысили расценки».

Проблемы «РЖД-Партнер.ру» увидел и в Беларуси, где перецепка и перегрузка идут со второй половины апреля 2022 года. Очереди на границе, о которых ежедневно отчитывается Погранкомитет страны, начали расти. Это говорит о задержке ввоза и оформления товара. Из-за нестабильности движения между границами перевозчики вынуждены перестраивать маршруты, а порой и менять грузоподъемность машин, на которых вводится товар.

Фото: ООО «ТЛТ».

Наши новости в Telegram

Комментарии