Сергей КЛЕВКО

Сергей КЛЕВКО

Эксперт в области спутникового мониторинга, директор компании Gurtam

GPS/ГЛОНАСС-контроль: когда цифры мешают идти на «сделку с совестью»

Опубликовано 12.04.2016, 00:29

Насколько сейчас развит рынок GPS/ГЛОНАСС-мониторинга транспорта в Беларуси? Почему некоторые отрасли игнорируют современные технологии? Какие функции наиболее востребованы среди отечественных предприятий? Как оценивают систему те, кто контролирует, и те, кого контролируют?

Эти и многие другие аспекты рынка спутникового мониторинга в Беларуси корреспондент TransinfoNews Дмитрий Курочкин обсудил с экспертом в области спутникового мониторинга, директором компании Gurtam Сергеем КЛЕВКО.

– Сергей, как Вы оцениваете уровень развития рынка систем спутникового мониторинга автотранспорта?

– На данный момент на рынке присутствуют 4 крупных поставщика решений спутникового мониторинга. Все в основном делают акцент на продаже приборов одного производителя, трое из них используют свое собственное web-решение для отображения данных.

Помимо крупных поставщиков и их дилеров на рынке присутствуют также относительно молодые компании-новички, которые, увидев возможность заработать, стараются составить конкуренцию «старожилам». Но, к сожалению, бывает и так, что политика их бизнеса строится не на улучшении качества обслуживания клиента или, скажем, более инновационных решениях, а банально на демпинге, личных знакомствах и даже на «включенных в цену премиальных бонусах для принимающих решения людей».

За последние 2 года средняя цена на рынке по некоторым услугам операторов упала чуть ли не в 3 раза.

В результате этого, в последнее время (даже без учета текущего состояния экономики и колебания курса валют) цены на услуги падают. В частности, за последние 2 года средняя цена на рынке по некоторым услугам операторов упала чуть ли не в 3 раза,что не могло не отразиться негативно на «среднем» уровне качества обслуживания клиентов и, соответственно, на мнении клиентов о рынке спутникового мониторинга в целом.

Кого-то устраивают низкие цены и почти отсутствующая техническая  поддержка у оператора-«стартапера». А те, кто ценит быструю и профессиональную реакцию на вопросы и проблемы, – чаще всего готовы заплатить за это чуть больше среднерыночной цены.

– Как в целом Вы оцениваете потенциал рынка? В частности, много ли на рынке компаний, которые еще не используют системы мониторинга?

– Трудно ответить на этот вопрос однозначно. С одной стороны, рынок еще далеко не полностью закрыт. Если посмотреть на статистические данные и сравнить количество ежегодно ввозимых автомобилей и строительной техники в Беларусь с количеством новых объектов даже всех вместе взятых операторов спутникового мониторинга, то получается, что рынок закрыт хорошо, если на 10-15%.

С другой стороны, даже небольшие автопарки (например, больше 10-15 автомобилей) уже кем-то «мониторятся». А за крупных перевозчиков, с автопарком свыше 100 единиц, идет чуть ли не война между операторами.

К слову, крупные компании научились грамотно этим пользоваться, «шантажируя» и требуя для себя все более и более совершенные решения по мониторингу, более качественное покрытие в роуминге, более частое обновление данных, возможности интеграции данных со своими ERP-системами, лояльные цены и т.д. Логично, что это усиливает их конкурентные позиции на рынке перевозчиков и улучшает качество обслуживания клиентов.

Минус такой ситуации в том, что таким образом увеличивается «пропасть» между крупными и мелкими перевозчиками.  Последние в данной «войне» остаются без внимания.

У мелких перевозчиков и оседает 85-90% автомобилей, которых почему-то нет ни у одного оператора мониторинга.

И, судя по всему, именно у мелких перевозчиков и оседает 85-90% автомобилей, которых почему-то нет ни у одного оператора мониторинга и которым спутниковый мониторинг, видимо, не так важен. Отчасти это логично, т.к. основная задача спутникового мониторинга – это контроль и повышение эффективности автопарка, а 1-2 машины несложно проконтролировать владельцу самостоятельно. Но, как показывает наша практика, даже при таком объеме автопарка скрыты 30-40% возможностей оптимизации.

Поэтому, если вернуться к озвученному выше вопросу, потенциал рынка спутникового мониторинга еще достаточно большой, однако в текущей ситуации и с учетом модели поведения операторов вместо развития и расширения рынка  происходит его постоянный передел, т.к. операторы вместо поиска новых клиентов и объектов мониторинга заняты переманиванием «китов» у более слабых или менее развитых конкурентов.

Кстати, «переход» к другому оператору для клиента иногда достаточно дорогое удовольствие, особенно если у предыдущего оператора оборудование было «заточенным» для работы только с их системой мониторинга.

Но чаще всего клиенты, изначально не до конца обдуманно выбравшие оператора с «заточенным» оборудованием и некачественной тех. поддержкой, потом долго мучаются и не решаются на переход из-за необходимости новых финансовых вложений в покупку приборов.

– А насколько развит рынок в отношении компаний, не занимающихся грузоперевозками, но имеющими свой автопарк?

– Производители продуктов питания уже давно и достаточно активно используют системы GPS-мониторинга. И сейчас большая редкость встретить, скажем, мясокомбинат или молочный завод со своим автопарком, который не был бы подключен ни к одной системе мониторинга. В основном, они используют функцию контроля пробегов, анализируют расход топлива, а также контролируют температурные условия и своевременность доставки своей продукции в розничные точки продаж.

У пассажирских перевозчиков своя специфика бизнеса, акцент в которой больше не на машинах, а на пассажирах,поэтому они быстро разочаровываются в возможностях только онлайн-мониторинга. Однако справедливости ради стоит отметить, что крупные государственные перевозчики все-таки подключены к GPS-системе. Но они требуют установки серверных решений без абонентской платы, а суть бизнеса операторов спутникового мониторинга – это, все же, абонентская плата.

Степень «вандализма» в отношении системы мониторинга и ярко выраженного негативизма к ней выше в строительных компаниях.

Для операторов спутникового мониторинга всегда лакомым куском казались строительные компании, у которых есть достаточно много единиц строительной и спецтехники. Все операторы когда-либо брались за эти компании, но разочаровывались. А все потому, что уровень «дополнительных доходов» водителей на данной технике намного выше аналогичных «доходов» водителей из других отраслей. И, значит, степень «вандализма»в отношении системы мониторинга и ярко выраженного негативизма к ней также выше. Это операторам спутникового мониторинга приносит определенные неудобства.

Правда, в последнее время ситуация начала меняться: качество услуг операторов становится лучше, изученные за предыдущий опыт работы «риски» стали закладываться в стоимость услуг и, по большей части, рынок строительной техники «начал подключаться» к GPS-мониторингу.

К слову, появилось отраслевое решение, на показания которого наши клиенты – строительные компании – опираются при расчете зарплаты водителей, что позволяет за счет премии компенсировать «сумму ущерба компании».

С нашим менталитетом анализ цифр чреват увольнениями, безработицей и сокращением государственных дотаций.

GPS-мониторинг в сельхозотрасли в нашей стране, к сожалению, практически неразвит. С одной стороны, это объясняется некоторого рода консервативностью и нежеланием что-либо менять в системе, где всем хорошо, спокойно и выгодно, другими словами, нет контроля – нет ответственности. С другой стороны, сезонность работы сельскохозяйственной техники не дает получать операторам стабильные ежемесячные доходы.

Ну, а самое главное, на наш взгляд, заключается в том, что GPS-системы показывают конкретные цифры по эффективности работы, а значит и то, насколько целесообразно держать именно такой автопарк и такое количество водителей в данном колхозе. Цифры же – фактор объективный, а потому жесткий и неподкупный. Если ты работаешь по совести, то GPS-контроль тебе не помеха, а вот если нет… Тогда и обижаться на «слежку» нечего. А с нашим менталитетом анализ этих цифр чреват увольнениями, безработицей и сокращением государственных дотаций, на которых еще хоть как-то более-менее держатся вымирающие деревушки и их жители. Кстати, в России, где многие колхозы перешли в частные руки, системы GPS-контроля и качества обработки земли имеют достаточно большую популярность.

Компании, оказывающие сервисное обслуживание, постепенно приходят к GPS-мониторингу, понимая, что это возможность точно видеть: где, когда и в какое время была та или иная бригада. А с учетом возможности прокладки маршрутов и планирования работ, уведомлений об отставании от графика или опережении его – система мониторинга очень может помочь таким компаниям повысить качество обслуживания своих клиентов.

Для торговых представителей GPS-мониторинг, как правило, имеет косвенное значение. Их задача – своевременно оказаться в нужном магазине, пообщаться с товароведом и помочь сделать ему очередной заказ товара. А т.к. конечный результат – это все же заказы от магазина, то возможность со смартфона быстро подключиться к 1С, сверить количество оставшегося товара и зарезервировать его  для клиента намного важнее того, где в данный момент находится торговый представитель.

С физическими же лицами большинство операторов работать не хотят, т.к. для этого есть определенные юридические и бухгалтерские требования, на которые операторы спутникового мониторинга выходить не стремятся. Например: оператор мобильной связи velcom с недавнего времени начал оказывать услуги по GPS-мониторингу частным лицам, используя программное обеспечение одного из операторов спутникового мониторинга.

– Помимо стандартных трекинга и контроля расхода топлива, какие еще услуги запрашиваются? Есть ли тенденция к расширению потребляемых услуг?

– В стандартные запросы я бы еще добавил подключение к бортовому компьютеру автомобиля с возможностью удаленно видеть значения некоторых штатных датчиков автомобиля. Это, в частности, те значения пробега и расхода, который видит на приборной панели водитель. Функция достаточно популярная, т.к. позволяет, не устанавливая никаких дополнительных и сложных датчиков в машину, а подключившись всего к двум проводкам,  видеть большое количество полезных данных.

Наблюдается активный интерес к системам контроля режима труда и отдыха (соблюдение водителем регламента ЕСТР).

В последнее время наблюдается активный интерес к системам контроля режима труда и отдыха (соблюдение водителем регламента ЕСТР), за нарушение которого компания и водитель получают довольно большие штрафы в Европе.

Достаточно много запросов поступает на контроль температурного режима перевозимого груза. Пик таких запросов приходится на летнее время. И даже некоторые производители продуктов питания, а также магазины требуют от наемного транспорта наличия таких датчиков и факта подключения автомобиля к какому-либо оператору спутникового мониторинга.

А в целом, подводя итог, мне бы очень хотелось, чтобы количество белорусских компаний, использующих GPS-системы для повышения эффективности  своей работы и оптимизации технологических процессов, постоянно увеличивалось. Ведь недаром говорят: разумный контроль – всегда на пользу делу…

Источник: Transinfonews.by, Дмитрий Курочкин

Наши новости в Telegram

Комментарии