Cколько миллионов в день теряют перевозчики на российско-китайской границе?

Опубликовано 29.10.2021, 10:00

Из-за простоев на границе ежедневно российские перевозчики теряют в среднем 40 млн руб. только на МАПП Забайкальск – Маньчжурия, сообщили транспортно-логистические компании «Рустранс-Спедишн», «Куб Логистик», «ПЭК» и «Шатл-Логистик». Сейчас почти 1 тыс. грузовиков ожидают очереди, чтобы пересечь этот погранпереход. Каждый день простоя фуры обходится транспортникам в среднем в 40 тыс. руб., или в €500. И это не единственный автомобильный погранпереход, где очереди стали уже, скорее, традицией, сообщает портал РЖД-партнёр.
Заторы на границе, которые стали, скорее, традицией, уже привели к росту стоимости различных категорий продукции. По данным Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей, за последние 3 месяца только позиции сельского хозяйства выросли в цене на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина – отсутствие гарантий поставок.
Самый большой убыток – от простоя фуры на границе, также каждый день – это дополнительные расходы на ФОТ водителя, его проживание и питание, стоимость топлива и размещение груза на СВХ. Один день простоя фуры на границе обходится «Рустранс-Спедишн» в среднем в €500, или в 40 тыс. руб. Более 100 машин на протяжении трех недель не могут пересечь МАПП Забайкальск –Маньчжурия, уточнил генеральный директор ЗАО «Рустранс-Спедишн» Кондратий Гайкевич.
Мультисервисный оператор логистических услуг «ПЭК» оценивает убытки от простоев в $5 за 1 куб. м груза. Если в еврофуре грузоподъемностью 20 т разместить, например, 84 куб. м груза, то убыток составит в среднем $420, или 29,7 тыс. руб. При этом каждый день содержания груза на складе временного хранения в специально выделенном помещении для товаров, перемещаемых через таможенную границу, стоит около 10 тыс. руб., добавляет генеральный директор «Шатл-Логистик» Никита Казаринов.
ПЭК подчеркивает, что задача компании – доставить от двери до двери. Но вышеизложенная сумма не учитывает простои на первой и последней миле, а также хранение на СВХ. Расходы по этим категориям варьируются в зависимости от направления доставки и времени в пути.
При этом каждый день содержания груза на складе временного хранения в специально выделенном помещении для товаров, перемещаемых через таможенную границу, стоит около 10 тыс. руб., добавляет Н. Казаринов.
По данным Дальневосточного таможенного управления на 26 октября, на МАПП Забайкальск – Маньчжурия находится 209 фур. Но транспортно-логистические компании приводят другие данные.
По данным представительства ПЭК в Китае, въезда через международный автомобильный пункт пропуска ожидают почти 1 тыс. большегрузов. Информацию подтверждает и компания «Рустранс-Спедишн».
Дело в том, что все 1 тыс. грузовиков не находятся на границе, а рассредоточены по территории поселка Забайкальск, население которого в 18 раз меньше, чем в подмосковных Мытищах (13 тыс. 293 человека). Они припаркованы на стоянках, в придорожных кафе, на обочинах, уточняет директор филиала ПЭК. «Ситуация достаточно сложная, особенно для всей отрасли пищевой продукции. Некоторые члены РАСПП жалуются на то, что продукция простаивает и отдельные партии проверяются Государственным таможенным управлением по 2–3 месяца. Это связано с позицией китайских властей по нулевой терпимости к COVID-19: все проверяют очень внимательно, чтобы избежать новых локальных вспышек. Китайских коллег можно понять, но в итоге такая позиция парализует торговлю», – подчеркнул президент РАСПП Виталий Манкевич.
Перевозчики связывают образование очередей на МАПП также с ограничениями, введенными китайской стороной из-за новой волны пандемии. Еще один фактор – сезонное увеличение грузопотока в преддверии новогодних праздников, добавляет директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев.
Другая причина регулярных очередей – недостаточная пропускная способность.
«Забайкальск – Маньчжурия – один из крупнейших погранпереходов между Россией и Китаем. Необходимо расширить его пропускную способность, которая сейчас составляет 360 грузовиков в день, по данным ДВТУ. А на деле МАПП может принять в день до 200 большегрузов, после этого количества начинают образовываться заторы. Также важно перевести переход в круглосуточный режим работы, причем как с российской, так и с китайской стороны. Это позволит проходить границу быстрее, не создавая заторов», – отмечает  Кондратий Гайкевич.
Сотрудники таможенного поста МАПП Забайкальск перешли на усиленный режим работы: с 21.00 до 09.00. Об этом ранее, 6 октября, сообщало Дальневосточное таможенное управление.
Кроме того, 20 октября правительство Забайкальского края направило в ФТС предложение ввести электронную очередь, чтобы сократить количество ожидающих автомобилей на самой границе. При этом реконструкция погранперехода запланирована к 2024 году.
«Провести реконструкцию этого и других погранпереходов с автомобильными пунктами пропуска в более ранние сроки. Только увеличение пропускной способности позволит кардинально решить проблему заторов на границе России и КНР», – убежден директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев.
Но пока фуры продолжают стоять в пробках, и ситуация систематически обостряется каждые 1–2 месяца, уточнили представители бизнес-сообщества.
Сейчас один раз в двое суток КНР выдает квоты на 150 автомобилей для въезда в страну, поясняет ПЭК.
Участники рынка констатируют: Забайкальск – Маньчжурия – не единственный автомобильный погранпереход, где очереди стали уже скорее традицией. Регулярные заторы отмечаются на МАПП Пограничный – Суйфэньхэ и Полтавка – Дуннин.
По информации директора по транспорту компании «Куб Логистик» Алексея Шляхова, в районе погранперехода в поселке Пограничный сейчас находится около 250–300 грузовиков. Около 50 рефрижераторов – на частной стоянке около погранперехода, еще 200 – в очереди вдоль трассы.
Компания пояснила, что можно не стоять в живой очереди, а подать сведения о полуприцепе инициативной группе водителей и отслеживать информацию о времени пропуска через границу по телефону. «Но независимо от способа сейчас тягач совершает один рейс в 20–30 дней. У рефрижераторов ожидание составляет не менее 2 недель. Только создание электронной очереди позволит всем участникам рынка быть в равных условиях и избежать простоев автотранспорта в многодневных очередях», – убежден Алексей Шляхов.
Из-за простоев на границе сроки доставки грузов из Китая автомобильным транспортом выросли сроки в среднем на 30–40 дней, уточняет «Рустранс-Спедишн». При использовании маршрута через на МАПП Пограничный – Суйфэньхэ – в среднем на неделю. Через МАПП Забайкальск – Маньчжурия – в 3 раза: в среднем с 20 до 60 дней, уточняет Алексей Музеев.
Очереди на погранпереходах между Россией и Китаем только увеличиваются. Информацию также подтвердил РАСПП.

Источник: РЖД-партнёр

Наши новости в Telegram

Комментарии