Министр транспорта Беларуси об отмене разрешений для грузоперевозчиков и реконструкции автомагистралей

Опубликовано 19.03.2021, 16:41

Прошлый год для транспортной отрасли выдался довольно сложным. Пандемия коронавируса поставила на паузу сообщение между странами, самолеты и поезда на долгие месяцы ушли в простой. Наша страна также ощутила на себе глобальные последствия COVID-19. Впрочем, пандемия — не повод остановиться и не работать. Тем более в стране принята новая программа на пятилетку, в которой развитию транспортной отрасли уделено серьезное внимание. О том, что станет приоритетом в развитии транспортного комплекса страны, изданию «Рэспубліка» подробно рассказал министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко.

Серьезные цели на будущее

— Алексей Николаевич, в программе социально-экономического развития до 2025 года в части ускоренного развития сферы услуг большое внимание уделяется транспортному комплексу. Если говорить в целом, какие задачи и ориентиры стоят перед отраслью?
— Безусловно, основная наша цель на пятилетку — поступательный рост в части развития перевозок грузов и пассажиров. Перед нами стоит задача обеспечить рост грузооборота на 15 процентов к уровню 2020 года, пассажирооборота — более чем на 30 процентов, увеличить экспорт транспортных услуг в 1,25–1,3 раза.

Важнейшая задача на первоначальном этапе (с учетом пандемии коронавируса, которая в первую очередь ударила по транспортным организациям) — восстановить и нарастить пассажирские перевозки всеми видами транспорта. Сегодня их объем составляет чуть более 60 процентов от уровня 2019 года, это серьезное падение, которое многие ощущают. Надеемся, ситуация, вызванная ограничениями во всем мире, будет стабилизироваться и мы восстановим на уровне 2019 года авиационное, железнодорожное и автомобильное сообщение.

Если говорить по блокам, то у нас есть определенные цели и задачи по каждому виду транспорта. Например, по автомобильному — наращивание экспорта услуг. Прежде всего за счет создания более комфортных условий для перевозчиков путем увеличения квот разрешений и дальнейшего перехода на безразрешительную систему с рядом стран.
Также в сегменте автомобильного транспорта ставим концептуальную задачу увеличить долю электрифицированных транспортных средств до 30 процентов к 2025 году. Речь идет о создании комфортных условий в городской среде за счет электробусов, а также расширении использования сети электротранспорта в целом.
В области железнодорожного транспорта основным направлением станет развитие контейнерного сегмента грузовых перевозок в направлении Запад — Восток — Запад, расширение географии и маршрутов следования. Кроме того, будет завершен проект по электрификации участка Жлобин — Калинковичи — Барбаров. Если говорить о работе пассажирского комплекса, то здесь в приоритете повышение его клиентоориентированности за счет ускорения движения поездов, внедрения новых форм реализации проездных документов.
Для воздушного транспорта сейчас крайне важно восстановить рейсы и поступательно развивать авиаперевозки, в том числе открывая новые маршруты. Мы также работаем в направлении увеличения количества обслуживаемых пассажиров в Национальном аэропорту Минск, создания более привлекательных условий для транзита пассажиров через Беларусь. Среди важнейших задач — восстановить и нарастить объемы грузовых авиаперевозок. В этом направлении, увы, мы пока недорабатываем, поэтому в планах уделить им существенное внимание.
Что касается водного транспорта, то напомню, что в прошлом году была создана государственная администрация водного транспорта. Мы планируем разделить перевозочную и портовую деятельность в данной подотрасли, а также завершить работу по внесению изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Беларуси.

Один из важнейших блоков — автомобильные дороги. В сфере дорожного хозяйства за пять лет планируется реконструировать и возвести более 500 километров республиканских дорог и 7000 километров местных.
Это целевые ориентиры, которых планируем достичь в ближайшее время. Безусловно, во всех видах транспорта продолжится обновление парка подвижного состава — пассажирского и грузового. Кроме того, будет повышаться уровень цифровизации организаций транспортного комплекса, что позволит создать максимально комфортные условия для пассажиров и бизнеса.

Перспективы на путях

— Расскажите нашим читателям подробнее о подпрограммах госпрограммы «Транспортный комплекс» на 2021–2025 годы. В частности, давайте начнем с железнодорожного транспорта: какие меры планируется предпринять для дальнейшего увеличения контейнерных перево­зок в сообщении Восток — Запад — Восток?

— По итогам работы за 2020 год Белорусской железной дорогой благодаря созданным условиям и реализации технологических задач во всех видах сообщений было перевезено более 1 млн контейнеров. Это в 1,4 раза больше, чем в 2019 году. При этом объем перевозок в сообщении Восток — Запад — Восток в прошлом году составил около 65 процентов от общего объема контейнерных перевозок.

Остановлюсь чуть подробнее на отдельных проектах. Так, технические решения и реализация инвестиционного проекта по развитию контейнерного терминала на станции Брест-Северный позволили увеличить среднесуточную перерабатывающую способность станции, а также площади для хранения контейнеров.

Отмечу и работу с польскими партнерами: речь о развитии инфраструктуры погранпереходов «Брузги» и «Свислочь». Потенциал контейнерных перевозок в сообщении Восток — Запад — Восток через эти пункты достаточно высок, поэтому мы должны продолжить совместную работу, синхронизировать усилия и максимально обеспечить пропускную способность данных погранпереходов. Мы поставили задачу: до 2025 года по маршруту Китай — Западная Европа — Китай перевезти 1 млн контейнеров. Это самое перспективное направление.

Кроме того, уже начаты тестовые перевозки на безбумажных принципах порожних вагонов и контейнеров в двустороннем сообщении, а также в транзитном Польша — Беларусь — Россия. Задачей на ближайшую перспективу является переход на электронные накладные при экспорте, импорте и транзите. Для этого уже созданы необходимые условия. По сути, мы говорим о переходе на безбумажные рельсы, что упростит все процедуры и соответственно ускорит перевозку грузов. Ведь заказчикам важны быстрые и качественные логистические цепочки, а мы, будучи транзитной страной, должны создавать для их работы все условия.

— А какие планы по модернизации железнодорожной инфраструктуры?

— Основной упор — на вопросы электрификации: необходимо увеличивать долю электрифицированных путей (с учетом ввода БелАЭС), которая сейчас достаточно низкая. Наша основная задача — реализация проекта по электрификации участка Жлобин — Калинковичи — Барбаров, что позволит увеличить долю наших электрифицированных путей до 25 процентов от общей эксплуатационной длины железнодорожных путей.
Будем работать и в части пассажироперевозок. Напомню, сейчас идет активное развитие городов-спутников, поэтому предстоит развивать маршруты городских линий в направлении Смолевичей, Руденска, в 2023 году — в Фаниполь и Дзержинск, обновлять подвижные составы.

В целом задач много, но основная сейчас — восстановить прерванный пандемией пассажиропоток хотя бы до уровня 2019 года, ведь за десять месяцев в международном сообщении не ушел ни один состав. Только недавно удалось восстановить сообщение с Москвой, но этого, безусловно, мало.

— Поедут ли белорусские поезда в ближайшее время по другим направлениям?
— Скажу откровенно, процесс идет достаточно медленно, не так, как нам хотелось бы. Но то, что хоть какое-то движение есть, уже радует. Хотя по-прежнему не ходят поезда в Киев, Ригу, Вильнюс, Варшаву.

С разрешением и без

— В сфере автомобильного транспорта одна из основных задач — отмена разрешительной системы с рядом государств для осуществления международных перевозок.

— Сейчас у нас подписаны двусторонние соглашения с 46 государствами Европы и Азии. Отмечу, с 2014 года на двусторонней основе действует безразрешительная система на все виды международных автомобильных грузоперевозок со Швейцарией, с 2019-го — с Молдовой. С 2015 года странами — членами ЕАЭС на многосторонней основе действует безразрешительная система между участниками союза и транзитом по их территории.

В феврале прошлого года мы подписали соглашение с Украиной о международных автомобильных грузоперевозках и нерегулярных перевозках пассажиров автобусами на безразрешительной основе. Беларусь соглашение ратифицировала, сейчас ожидаем решения от украинских коллег.

Регулярно ведем работу по увеличению квот для перевозчиков, созданию максимально комфортных условий для работы бизнеса в сфере международных грузоперевозок. Вопрос конкуренции между участниками этого рынка, без­условно, существует. Однако динамика положительная: по итогам прошлого года объем грузо­оборота превысил уровень 2019-го.

Под крылом самолета

— Алексей Николаевич, давайте поговорим и о развитии воздушного транспорта. В новой пятилетке Национальный аэропорт Минск и дальше планирует развиваться по хабовой технологии обслуживания пассажиров. Поясните подробнее, какие планы на этот счет?

— Хаб — это крупный узловой аэропорт с большой долей обслуживаемых трансферных пассажиров, грузов и почты, широкой сетью маршрутов и наличием крупного базового авиаперевозчика или альянса авиаперевозчиков. Для нас основная идеология этой тематики — доля трансферных пассажиров. Необходимо понимать: внутренний рынок перевозок недостаточно большой, поэтому наше преимущество — в создании комфортных условий для формирования трансферного потока с Запада на Восток и с Востока на Запад через аэропорт за счет удобных стыковок. Авиакомпания «Белавиа» в тесной работе с аэропортом Минска как раз и формирует такую маршрутную сеть, которая будет способствовать развитию аэропорта в качестве хаба. За счет этого мы и планируем прирастать по пассажирообороту. Это в интересах и перевозчика, и Национального аэропорта.

— Однако случилась пандемия…
— Да. Это был беспрецедентный кризис в новейшей истории мировой авиации: многие авиа­компании просто разорились, люди остались без работы. Мы сохранили коллектив, постоянно обновляем авиапарк, создаем конкурентные преимущества. Однако сегодняшняя динамика пассажирооборота по сравнению с 2019 годом, когда аэропорт Минск обслужил более 5 миллионов пассажиров, конечно, не радует.

Сейчас необходимо максимально занимать образовавшиеся ниши и не упускать уже завоеванные рынки, работать на них более эффективно. Безусловно, приходится учитывать и все действующие ограничения. С каждой страной и аэропортом мы сегодня работаем буквально в ручном режиме по открытию авиарейсов и увеличению их частоты. Недавно появилось хотя бы по одному рейсу в Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону.

На суше и на море

— Внутренний водный и морской транспорт. В прошлом году были анонсированы изменения системы внутреннего водного транспорта. Каковы дальнейшие перспективы развития отрасли?
— Наша важнейшая задача в сфере водного транспорта — реформирование его структуры. В первую очередь необходимо разделить перевозочную и портовую деятельность, тем самым создав усло­вия для развития данной подот­расли. Основной закладываемый принцип — равный доступ всех субъектов хозяйствования к инфрастуктуре водного транспорта. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции.
Реализуется ряд проектов по реконструкции Днепро-Бугского канала, в том числе гидроузлов «Переруб», «Качановичи», «Овзичи». Продолжается реализация инвестпроекта по строительству речного порта на реке Днепр в Гомельской области.

Дорожный аспект

— Качество дорог — тема, которая волнует всех. Расскажите, какие проекты в ближайшее время предстоит реализовать в дорожном хозяйстве?
— До 2025 года мы планируем реконструировать и возвести более 500 километров республиканских дорог. Уже разработана проектно-сметная документация по реализации таких проектов, как М-3 Минск — Витебск на участке Минск — Плещеницы, М-7/Е 28 Минск — Ошмяны — граница Литвы (Каменный Лог). Продолжится работа на трассе Р-23 Минск — Микашевичи на участке Слуцк — Старобин, а также на участке Смолевичи — Борисов дороги Р-53 Слобода — Новосады.
Из актуальных проектов — также реконструкция М-8/Е 95 на участке Орша — Витебск. Разработана концепция и по модернизации полностью всей трассы М-1/Е 30, которой уже 40 лет. В планах реконструкция дороги Р-46 Лепель — Полоцк — граница России (Юховичи) на участке Лепель — Полоцк. Также появятся обходы Витебска, Мира, Могилева и Полоцка общей протяженностью более 50 километров.
Напомню, что на основе принципов государственно-частного партнерства будет реконструирована автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин на участке Речица — Калинковичи. В этом году планируется определить победителя конкурса по реализации проекта.
— Сколько мостов будет реконструировано и построено?
— Мы продолжим уделять большое внимание мостам, так как именно от их состояния зависит качество маршрутной сети в целом. В эту пятилетку планируем реконструировать и возвести 24 моста и путепровода, из них 16 являются первоочередными мостовыми сооружениями.
В качестве примера приведу наиболее крупные объекты: это мост через реку Сож на Р-74, мостовой переход через Березину на дороге Р-43, мост через реку Западный Буг на Р-94, а также мост через Неман на дорогах Р-41 и М-11/Е 85.
— В Госпрограмме «Дороги Беларуси» создан новый раздел «Безо­пасность дорожного движения». Какие мероприятия запланированы для дальнейшего совершенствования системы обеспечения безопасности дорожного движения?
— Безопасность — это, разумеется, приоритет. В первую очередь речь здесь идет о развитии инфраструктуры: установка барьерных ограждений, снижение количества пешеходных переходов в одном уровне на республиканских автомобильных дорогах вне населенных пунктов и многое другое. Необходимо проводить современный аудит проектов по дорожной безопасности. Все это огромный комплекс мероприятий, который мы закладываем в целях снижения количества ДТП, а также числа пострадавших и погибших в них. Сейчас, к слову, реализуется концепция по безопасности дорожного движения. К работе над ней привлечены иностранные консультанты, которые будут помогать разрабатывать стратегию безопасности дорожного движения.

Источник: Рэспубліка

Комментарии

Следуйте за нами в социальных сетях