Какие сейчас условия в Беларуси по «пригону» и торговле б/у автомобилями из Европы и США

Опубликовано 13.01.2021, 10:27

Источник фото: портал "Автобизнес"

Как легально торговать автомобилями из Европы и США в Беларуси и в каких условиях работают «автокомисы» и фирмы по подбору и пригону авто? Об этом и не только подробное рассказано в статье портала «Автобизнес».

Шаг назад

Внешне может показаться, что автомобильный бизнес в Беларуси обретает цивилизованный вид. Регулярно появляются новые «автокомисы» и компании по подбору и доставке авто из ЕС и США. Однако именно в плане торговли свежепригнанными автомобилями за ушедшее десятилетие наша страна скорее откатилась назад.

Все дело в том, что еще в конце нулевых «перегоны» все чаще становились индивидуальными предпринимателями. Они растаможивали и продавали машины абсолютно легально, уплачивая все налоги и сборы. Это еще не говорит о том, что к концу первого десятилетия XXI века перегонный бизнес полностью стал «белым», но такая тенденция наблюдалась.

До вступления нашей страны в Таможенный союз юридические и физические лица растаможивали автомобили по единому тарифу. Коммерческую технику в некоторых случаях и вовсе было выгоднее растаможить на ИП, чем на физическое лицо.

Перегонщикам, работавшим как ИП, не нужно было искать «вешалку» и платить ей деньги, чтобы привезти автомобиль. Такую технику не требовалось ставить и снимать с учета в ГАИ. Процедурой регистрации занимался конечный покупатель.

Предприниматели были освобождены от всех этих тягот, но платили налоги от прибыли, которые вполне могли быть сопоставимы с расходами на «вешалку» и «лишнюю» постановку на учет. Кроме того, не нужно было бояться, что в один «прекрасный» день тебя привлекут к ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности.

Уйти в «тень» этих людей вынудил Таможенный союз, после вступления в который пошлины на ввоз авто для юрлиц сравнялись с российскими. Произошло это 1 января 2010 года. Для физлиц действовал переходный период, еще полтора года они растаможивали автомобили по старым тарифам.

С 2010 года торговля легковушками из Европы и США перешла в «серую зону», где продолжает находиться по сей день. Виной тому вовсе не налоговое, а таможенное законодательство. Даже если не брать во внимание существование 140-го указа, растаможка авто на ИП обойдется значительно дороже полного тарифа для физлиц.

Например, автомобиль с двигателем объемом менее 1,5 л в возрасте 3-5 лет для юридических лиц растаможивается по схеме 0,4 евро за куб.см, но не менее 20% стоимости. Платеж рассчитывается из высшего показателя. Логично предположить, что это будет именно 20% таможенной стоимости. Например, если автомобиль стоит 5000 евро, то сумма пошлины составит 1000 евро. Далее к 5000 мы добавляем 1000 за растаможку и уже от 6000 платим НДС 20%, то есть еще 1200 евро.

Казалось бы, 2200 евро за авто с мотором 1.5 не так уж и много, тем более если учесть, что физлицо, растаможивая автомобиль по полному тарифу, в таком случае заплатило бы 2550 евро. Однако после уплаты утилизационного сбора выгода исчезнет. За машину от 3 до 7 лет с двигателем объемом 1000-1500 куб.см юрлицо заплатит 8995,1 руб., или около 3400$, в то время как физлицо — 816,7 руб., или около 310$. Кроме того, юрлицо обязано получить СБКТС и оборудовать транспортное средство кнопкой ЭРА-РБ, что сделает автомобиль дороже еще почти на 1000$.

Как работают компании по пригону и «автокомисы»?

Ответ на этот вопрос прост: они лишь посредники между продавцом за границей и покупателем в Беларуси. Импортером транспортного средства является физическое лицо. В большинстве случаев это так называемые «льготники».
Фирма или ИП, предоставляющие данные услуги, получают вознаграждение и с него платят налоги. Даже если к их услугам прибегают так называемые «перегоны», которые планируют продавать автомобиль, растаможиваться он будет все равно на физическое лицо.
Немало «свежих» машин можно увидеть в продаже у «автокомисов». Но это вовсе не означает, что автомобиль был ввезен в страну юрлицом. «Автокомис» берет машину на комиссию. Ее могут продать в том числе в кредит или лизинг. При продаже комиссионер получает за свои услуги вознаграждение и уже из полученной суммы платит налоги.

На некоторых площадках можно заметить немалое количество недавно пригнанных машин. Как сообщил Автобизнесу источник из сферы торговли «свежими» автомобилями, часть этих машин фактически принадлежит самим владельцам площадок либо более мелким игрокам рынка. При этом юридически это собственность физлица, которое импортировало автомобиль.

Даже если продавец машины из ЕС и США будет клиентом легально работающих подборщиков и комиссионок, это все равно не делает бизнес по пригону авто легальным. Чтобы дело было прибыльным, в этой цепочке все равно должно быть физическое лицо, которое растаможит автомобиль на себя.

Исключение — электромобили. На сегодня это единственная категория легковых авто, импортировать и продавать которые юридические лица могут абсолютно легально. Таможенные ставки и НДС равны нулю. Ставки утилизационного сбора для юридических и физических лиц одинаковы для машин в возрасте до 7 лет. Более того, если ввозимый электромобиль старше семи лет, то при ввозе юридическим лицом сумма утильсбора будет составлять 816,7 руб. против 1225,1 руб. в случае ввоза физическим лицом.

Наш вердикт

Торговля авто из Европы и США в Беларуси уже более 10 лет находится в «серой» плоскости. Причем в этом нет никакой вины самих «перегонов». Легальный импорт подержанных легковых автомобилей с ДВС не имеет права на существование из-за действующих пошлин. В рамках закона можно работать только с электромобилями, но пока на них далеко не уедешь.

Источник: «Автобизнес»

Комментарии

Следуйте за нами в социальных сетях