Как грузовые навигаторы могут помочь транспортным компаниям зарабатывать больше?

Опубликовано 12.11.2020, 09:17

Использование специализированных навигаторов и цифровых логистических платформ в грузоперевозках снижает затраты компании на 6-8% в год и увеличивает маржинальность бизнеса в 3-4 раза, отмечает Тимур Каримов, директор компании CargoRun для РЖД-партнер.ру.

За последние 6-7 лет ставки на грузоперевозки для клиентов практически не выросли, при этом издержки перевозчика ощутимо увеличились. Выросли цены на топливо, автозапчасти, сопутствующие расходы — на зарплаты, платные дороги, появились контролирующие системы, такие как «Платон». Например, цены на топливо за этот период выросли на 40% по дизелю и на 57% по бензину АИ-92. На 1 февраля 2020 года тариф за проезд по федеральным трассам вырос до 2 рублей 20 копеек. В соответствии с планами Минтранса известно, что 1 февраля 2021 года тариф поднимется до 2 рублей 35 копеек. Затем стоимость проезда будет увеличиваться соразмерно инфляции, в среднем — на 4% каждый год.

«По нашим оценкам маржинальность перевозок сегодня составляет 2-3%, тогда как 6-7 лет достигала уровня 9-10%. Рост издержек привел к падению маржинальности компаний перевозчиков», — отмечает Тимур Каримов, директор компании CargoRun.

И если раньше грузоперевозчики чувствовали себя достаточно хорошо, чтобы иметь возможность закрывать глаза на какие-то не оптимальные процессы и оставаться на плаву, то сейчас возможности игнорировать цифровизацию нет почти ни у кого.

Какие задачи должны решать сегодня проекты грузовых навигаторов?

Грузовой навигатор должен эффективно строить маршрут из пункта А в пункт Б именно по тем дорогам, по которым разрешено передвижение грузовых автомобилей определенной массы и габаритов. Здесь необходимо учитывать грузоподъемность мостов, переправ, так называемых «зимников», высоту туннелей.

Отдельный вопрос — это качество дорожного покрытия, так как скорость на федеральной трассе с качественным покрытием будет существенно отличаться от покрытия на дорогах регионального значения или ледового покрытия «зимника». Требования к качеству дорожного графа очень высокие, требующие учета очень многих факторов — это и нормативные указания федеральных, региональных и местных органов власти, детально регламентирующих передвижение грузовых автомобилей. Это изменения дорожной сети. Например, с 2011 по 2019 годы протяженность автомобильных дорог в России выросла с 927,3 тыс километров до 1,5 млн километров.

Почему навигатор сейчас нужнее, чем когда-либо?

С учетом того, что профессия водителя большегруза на сегодняшний день не самая популярная компаниям приходится брать новичков. Отклонение от маршрута из-за ошибки водителя/логиста может достигать 200 километров при выполнении одной заявки. Это 3-5 тысяч потерянных рублей только в один конец.

А если это автопарк в 100-200 автомобилей?

«У нас есть кейс, когда перевозчик с автопарком в 150 машин в месяц экономил около 700 тысяч рублей только за счет контроля планового и фактического пробегов», — отмечает Тимур Каримов. Традиционно в транспортных компаниях работа по контролю планового и фактического километража построена следующим образом. Расстояние между городами берется обычно из справочника 1С. Логист водителю отправляет смс с точками загрузки, выгрузки и списком городов, через которые будет проходить маршрут. Собственно, реальный контроль производится диспетчерами постфактум. Диспетчер по путевым листам сверяет плановый и фактический пробег, и пытается определить, объективные обстоятельства привели к перерасходу, или присутствует вина водителя. К сожалению, даже в продвинутых программах на основе 1С, которые умеют выстраивать маршрут, оценка планового и фактического пробега осуществляется постфактум уже по возвращению водителя на базу.

Одна только экономия от использования навигатора со встроенным модулем топливного планировщика может составлять от 60 копеек до 1,5 рубля за литр. Например, фура с грузом на 100 км в среднем потребляет 30 литров дизеля. При ежегодном пробеге в 216 000 километров — это уже составит 64 800 литров, а экономия составит от 38 880 до 97 200 рублей на одну машину в год. Величина автопарка транспортной компании может достигать до 1000 единиц, а годовая экономия тогда составит 39 — 97 млн. рублей.

«В целом, по нашим оценкам, использование цифровой логистической платформы и интеллектуального планирования позволяет снизить затраты на перевозки до 6-8% в год, что увеличивает маржинальность бизнеса в 3-4 раза», — делает вывод Тимур Каримов.

Источник: РЖД-Партнер

Комментарии

Следуйте за нами в социальных сетях