Автоматизация и оцифровка рынка морских перевозок – ближайшее будущее

Опубликовано 28.08.2020, 23:06

Полностью автоматизированное судно, перевозящее грузы без вмешательства человека – на этапе прохождения испытаний. С помощью дронов уже сейчас доставляют небольшие заказы на малые расстояния. И будущее, в которых ряд профессий в морских перевозках сможет заменить приложение в гаджете – совсем рядом.

Есть разные мнение, что онлайн- платформы для фрахта судов всего лишь модное веяние, не подтверждающее экономичности для грузоперевозчиков. Экономия на брокерской комиссии, составляющая всего 1,25% от суммы, подталкивает грузовладельцев пользоваться такими платформами, либо разрабатывать свои, особенно, если сумма фрахта оказывается внушительной.

Вот только если рассматривать оказываемые брокерами услуги детально, может оказаться, что ни одна онлайн-площадка не заменит живого рынка фрахтовых услуг, т.к. тоннаж каждой партии четко выверяется брокером и учитываются все расходы по доставке грузов до места назначения. И желание сэкономить на брокерской комиссии, может вылиться в скрытые затраты во фрахтовых ставках. И при заключении прямых договоров фрахтователя и владельца судна, у последнего появляется желание получать фрахт выше рыночного. Не стоит забывать, что шиппинг консервативный бизнес.

Попытки пользоваться электронным договором, подтверждающим право на груз, между грузовладельцем и грузоперевозчиком, начались еще в конце 90-х гг. Но несмотря на успех блокчейн-платформы, созданной совместно IBM и Maersk, консамент так и остался недостижимым пока идеалом для мировой торговли.

Последние месяцы ситуации с коронавирусом положительно повлияли на динамику продвижения консамента и его преимущества. Например, товар не задержится в морпорту только потому, что бумажные документы где-то затерялись. По утверждениям цифровой ассоциации контейнерных перевозок, экономия от перехода на eBL, составит порядка 4 млрд долларов ежегодно, даже если только половина отрасли перейдет на этот вид документа. Препятствиями на пути к ускорению процесса перехода на eBL, пока являются консерватизм рынка и юридические нюансы – не все правительства выступают за электронный стандарт, ввиду необходимости пересмотра законодательства и многих нормативных актов, требующих бумажного подтверждения совершаемых операций. А так же отсутствие единых стандартов и терминов на общепринятом языке.

По мнению ключевых игроков на этом рынке, IT технологии будут занимать все больше и больше места в морской жизни. Как когда-то электронные карты заменили бумажные всего-то за 10 лет. Блокчейн-технологии более дорогостоящие и внедрение их будет происходить не так быстро, однако процесс запущен и его уже не остановить. И пусть многие профессии в морских перевозках останутся, однако все более и более вытесняются машинами и технологиями.

Татьяна Ардюк

 

 

Наши новости в Telegram

Комментарии