Разгорается конкурентная борьба между операторами контейнерных грузоперевозок

Опубликовано 9.07.2020, 16:32

Отправной точкой дебатов послужило предложение владельца Первой грузовой кампании Владимира Лисина об отмене запрета на перевоз контейнеров в полувагонах, который действует с 2014 года в рамках безопасных грузоперевозок.

Перевозка контейнеров в полувагонах стала допустимой в середине 2000 годов в условиях дефицита фитинговых платформ. РЖД выпустили тогда местные технические условия, разрешающие такую практику. В 2014 году в силу вступил запрет на такую перевозку контейнеров, якобы в рамках безопасных грузоперевозок. Однако, следует учитывать, что в то время Российским железным дорогам принадлежала екомпания «Трансконтейнер», в развитии которой монополист был заинтересован и запрет играл на руку дочернему предприятию РЖД. Введение запрета вынудило многих перевозчиков контейнерных грузов обновить парк оборудования и оснастить его дорогостоящими фитинговыми платформами. За это время парк платформ увеличился в разы, а в вагоностроение вложены солидные инвестиции.
В 2019 году предприятие «Трансконтейнер» приватизировала группа «Дело» Сергея Шишкарева и завышать искусственно его конкурентоспособность РЖД нет никакой выгоды. Параллельно, в условиях вялотекущего положения на рынке возник профицит полувагонов, которые простаивают и владельцы несут колоссальные убытки. На фоне общих событий и возникло предложение вернуться к перевозкам контейнерных грузов в полувагонах.

Рассмотрим основные аргументы «за» возврат полувагонов в контейнерные перевозки:

1. Грузоперевозчики ожидают серьезного падения цен на контейнерные перевозки. Цена за полувагон почти в 2 раза ниже, чем за платформу. Соответственно повысится конкурентоспособность за счет снижения стоимости транспортировки.
2. Сократится пробег порожнего состава платформ, который составляет сейчас не менее 5% и на пути обратного следования порожняк забивает портовые железнодорожные узлы. Данный вопрос актуален для Дальневосточного региона, т.к. в портах для полувагонов всегда можно найти попутную загрузку. Однако не факт, что это будет ключевым аргументом в принятии решения, т.к. и владельцы платформ и РЖД имеют свои интересы при прогоне порожних составов
3. Для погрузки на полувагоны не требуется специальных терминалов.
На данный момент многие грузоперевозчики жалуются на отсутствие в достаточном количестве специализированной техники для перевалочных работ.
4. Усилится конкуренции между операторами отрасли.
Уже сейчас видна заинтересованность многих мелких компаний в более дешевом способе доставки грузов. Поэтому часть из них предпочитают использовать не дорогостоящую перевозку на платформах, а доставляют грузы автотранспортом.
5. Составам не придется простаивать на станциях не оснащенных специализированным оборудование для загрузки фитинговых платформ
6. Увеличится грузопоток контейнерных перевозок.
7. Устранится проблема избытка простаивающих полувагонов.

Но есть и противники возврата полувагонов в контейнерные перевозки. В первую очередь это, конечно, компании, вложившие немалые средства в инновационные технологии. Они приводят следующие доводы «против».
1. Небезопасность перевозок в полувагонах. Это обусловлено техническим устройством контейнера, имеющего 4 точки опры по углам. Под контейнер сконструирована и фитинговая платформа. В полувагоне контейнер опирается на балку и это требует дополнительного крепления контейнера
2. Потребуется больше времени и рабочей силы на безопасную погрузку.
3. Снизится пропускная способность портов и поргранпереходов из-за трудоемкости перегрузки контейнеров в логистической цепочке.
4. Увеличатся сроки доставки грузов заказчикам, что вытекает из предыдущего пункта, усложняющего логистику. Соответственно под угрозой срыва окажется поручение президента РФ об увеличении транзитного грузопотока по транспортному коридору России.
5. В минусе окажется отрасль тежелой промышленности, производящая фитинговые платформы. Счет ущерба исчисляется десятками миллиардов рублей.
6. Не стоит сбрасывать со счетов и мнение зарубежных заказчиков, которые заинтересованы получать качественный и быстрый сервис.

Дискуссия в данный момент в самом разгаре. И не стоит сбрасывать со счетов личные заинтересованности многих игроков рынка как в положительном решении вопроса, так и в отрицательном. Главное, чтобы за личным противостоянием тех, кто имеет административный ресурс, не случилась общая стагнация отрасли контейнерных грузоперевозок.

 

Татьяна Ардюк

 

Комментарии

Следуйте за нами в социальных сетях