«Китай не боимся». Как «Аксиом-групп» завоевывает рынки спецмашинами-гигантами

Опубликовано 24.06.2019, 09:00

Рынок спецтехники расправил стальные плечи: в Минске уже показали самый большой белорусский бетоносмеситель на 11 кубометров, а на подходе и другие новинки. Большие машины собирает «Аксиом-групп» вместе с другими видами спецтехники и успешно конкурирует с китайскими, российскими и европейскими марками. Зачем нужны в Беларуси «великаны» на колесах, как покупают новинки за рубежом и где приживутся «тротуарные» электрокары, рассказал нам в эксклюзивном интервью управляющий «Аксиом-групп» Иван Касаткин.

«Крупным стройкам в стране нужны большие машины»

- Какие виды спецтехники выпускаются в Беларуси?

- Мы специализируемся на бетоносмесителях и лесовозах, которые собираем на базе шасси МАЗ. Для строительных машин мы используем навесное оборудование Tigarbo, с которым давно уже заключили лицензионное соглашение. Некоторые узлы приобретаем у сторонних производителей. Это, наверное, самый распространенный путь создания бетоносмесителей.

Но есть и другой. Так, мы предлагаем замену бетоносмесительного оборудования как услугу. Интересно, что изначально Tigarbo начинал свою деятельность с покупки лицензии у немецкой компании Stetter. Так что детали, которыми мы оснащаем бетоносмесители, часто подходят и для импортных машин на основе Stetter.

Что касается лесовозов, то при их сборке мы применяем оборудование финского производителя RIIKO.

- А как обстоит сейчас ситуация на рынке спецтехники?

- Что касается наших направлений, то в следующем году ожидается спад в сегменте лесовозов. Мы к этому готовимся: разрабатываем новые модели, которые будут востребованы через год-два. По бетоносмесителям спрос, наоборот, должен вырасти в ближайшие годы. Долгие годы в Беларуси их закупали незначительно, так что автопарк уже существенно устарел и износился. Бетон как высокоабразивная среда приводит к тому, что металл изнашивается в течение 7 лет с начала эксплуатации. Еще один стимулирующий фактор – рост объемов строительства в стране.

- Последняя выставка BUDEXPO-2019 это показала?

- Выставка, конечно, не была масштабной, но прошла замечательно. Мы представили две модели бетоносмесителей: АБС-10ДА способна выдавать до 10 кубометров бетона, рекордсмен АБС-11ДА рассчитан на 11 кубометров. Новинки вызвали большой интерес среди представителей автомобильной и строительной индустрии. В частности, застройщик Dana Holdings уже приобрел 8 машин-рекордсменов для строительства многофункционального района «Минск Мир» в белорусской столице.

Но Dana Holdings – не единственный покупатель. Заказы на производство бетоносмесителей сделали еще 5 строительных организаций страны. Это наилучшим образом иллюстрирует, что строительная отрасль в Беларуи сейчас на подъеме.

- На рынках СНГ растет влияние китайских производителей, которые берут низкими ценами. Вы ощущаете давление с их стороны?

- В нашем сегменте мы такого не наблюдаем. Свои лесовозы Китай сюда не поставляет, их бетоносмесителей здесь тоже нет. Причин тому множество. Например, при ввозе импортных автомобилей в Беларусь действует утилизационный сбор, а на бетоносмесители он один из самых высоких. А если машина еще и старше 3 лет, то он и вовсе составляет порядка 30 тысяч евро. Так что китайских производителей мы не боимся.

- Что мешает развитию рынка спецтехники в Беларуси?

- Сложно сказать. Правила игры установлены, все их понимают. Сложности если и возникают, то со сбором документов и сертификатов, некоторые из которых действуют лишь год. Соответственно, всю процедуру каждый год нужно повторять. С другой стороны, производителем автотехники в Беларуси быть выгоднее. И это правильная политика, направленная на развитие отечественного автопрома.

- Вы ведь как раз и продаете МАЗы в заводской комплектации?

- Да, такие машины мы тоже предлагаем. По ним есть определенный перечень доработок, которые мы можем осуществить по желанию заказчика. Эта весьма востребованная услуга, и далеко не каждая компания её способна оказывать. Чтобы владелец МАЗа не потерял гарантию, любое вмешательство в изначальную конструкцию требует согласования. Нам с этим проще. Важно, что мы используем только качественные и проверенные временем материалы.

У нас заводом такое взаимодействие налажено: оно охватывает различные работы, такие как дооснащение проблесковыми маячками, установка манипуляторов, организация системы гидроотбора для седельных тягачей, доработка кабины и т.д. В частности, в Одессу мы поставили первый автобетоносмеситель с кабиной класса люкс, которую установили на мазовское шасси. И уже год как автомобиль успешно эксплуатируется.

«Брабус» дорабатывает «Мерседесы», а мы – МАЗы

- Кто является основным покупателем спецтехники в Беларуси?

- Если брать бетоносмесители, то всё зависит от кубатуры. Двухосные машины нужны для строительства в сельской местности, трёхосные – как на крупных промышленных объектах, так и в частном строительстве. Их также часто приобретают перевозчики. А вот четырехосные бетоносмесители, которые мы сейчас начали выпускать, предназначены для крупных девелоперов, таких как Dana Holdings, «А-100 Девелопмент», «Тапас» и др.

Что касается лесовозов, то основными клиентами выступают лесхозы и частные компании, занимающиеся деревообработкой. Спрос есть и среди перевозчиков.

- Насколько успешны белорусские спецмашины за рубежом?

- Весьма успешны. «Аксиом-групп» поставляет машины в 12 стран мира. Кстати, именно с экспорта мы и начинали свою деятельность: первые бетоносмесители продали в Украине. С тех пор работаем с этим рынком плотно. Сейчас активно расширяем географию поставок: вышли в Казахстан, Узбекистан, Киргизию. Появился интерес к продукции и в России.

- Только сейчас? Для белорусских производителей российский рынок априори должен быть ключевым…

- Для нас это тоже перспективный рынок. Но чтобы выйти на него и себя показать, нужно было провести большую подготовительную работу. Тем более что существует масса подводных камней с утилизационным сбором и получением документов. Российский потребитель достаточно требовательный: он хочет прийти и получить всё здесь и сейчас в одном месте. Поэтому сначала необходимо подготовить инфраструктуру. Россия – это необъятная страна, и какую-то часть рынка мы там можем занять.

- А что насчет рынка Евросоюза?

- Европу пока не покоряем, но уже присматриваемся. Там есть свои сложности. В Европе привыкли к высокому уровню сервиса. Мы можем предложить привлекательную цену, но те же поляки не спешат становиться в очередь, пока им не предоставят временную машину сразу после поломки. А это значит, что нужно формировать подменный фонд. Соответственно, должен быть серьёзный партнёр с опытом работы в сервисном обслуживании спецтехники. Сейчас мы ведем работу в этом направлении.

«У электрокаров в Беларуси большое будущее»

- Если вернутся в Беларусь, то в ваших каталогах можно заметить электромобили Elecar. А не рановато ли для нас?

- Это не наша разработка – электромобили выпускает Tigarbo. Первый экземпляр был показан в 2017 году, а затем был передан нам в качестве выставочного образца. Это четырехместное малогабаритное авто с кузовом типа гольф-кар. С тех пор линейка электромобилей существенно расширилась. Сейчас мы предлагаем в Беларуси двух- и шестиместные модели, а также автобусы и грузовики. Все они предназначены для использования на закрытых территориях, а не дорогах общего пользования.

- И уже покупают?

- Безусловно. Первыми покупателями Elecar стали санатории и туристические комплексы. Среди них – детский лагерь «Зубрёнок». Электромобили используют, чтобы развезти отдыхающих. Как правило, это зеленые зоны, где появление обычного автомобиля нежелательно. В каких-то туристических комплексах их сдают напрокат. Вполне возможно, что через пару лет наличие такого электрокара будет нормой для санатория класса люкс.

Впрочем, это не единственная ниша. Если смотреть на примеры стран-соседей, то в Польше такого рода автомобили используются даже на погранпереходах. Также они подходят паркам развлечений, логистическим центрам и крупным заводам, вроде МТЗ и БЕЛАЗ. Там же множество цехов, по которым рабочие перемещаются на малогабаритном транспорте. Так что Elecar ждет большое будущее в Беларуси.

- А чем новым до конца года порадует белорусский производитель?

- «Аксиом-групп» видит, что у белорусских потребителей есть интерес к лесовозам на импортном шасси. Поэтому сейчас мы работаем в этом направлении. И вновь мы выбираем путь уникальности. Вскоре мы представим модель лесовоза, которая не имеет аналогов в Беларуси.

Наши новости в Telegram

Комментарии