Проект создан при поддержке
портала грузоперевозок transinfo.by
Опубликовано 11.07.2018, 11:36
Каботажные перевозки являются в Европе делом популярным, прибыльным, но хлопотным — требующим знания не только европейского, но и национального законодательства разных стран. Поэтому многие перевозчики хотели бы, но толком не понимают, как ими заниматься, как подступиться к этому «каботажу» — как говорится, «слышали звон, да не знают, где он». Дополнительный сдерживающий фактор — участившиеся в последнее время сообщения из Брюсселя о планах руководства ЕС в рамках обсуждаемого «Пакета мобильности» изменить его более или менее устоявшиеся правила. В этой связи редакция CargoNews.lt решила помочь перевозчикам разобраться в нюансах каботажной деятельности.
Начать следует с правовых норм, которые сейчас регламентируют каботаж на уровне ЕС. С 14 мая 2010 г. в Европейском Союзе действует утверждённый Европарламентом и Советом Европы Регламент № 1072/2009 (на русском языке доступен здесь, на литовском и других европейских языках — здесь),третья глава которого установила единые принципы и правила каботажных перевозок во всех странах Евросоюза.
Ключевыми являются следующие положения вышеупомянутого документа:
Разумеется, за несоблюдение правил каботажных перевозок грозят санкции, которые устанавливаются государствами-членами ЕС по их усмотрению (предупреждение, штраф, временный запрет на выполнение каботажных операций), и в результате перевозчик даже может лишиться лицензии.
Регламент действует и сегодня, но недавно Еврокомиссия (европейское правительство) разработало так называемый «Пакет мобильности» (подробнее о нём на нашем сайте), в рамках которого предлагается изменить и правила каботажа, а именно — не ограничивать количество каботажных перевозок в течение пяти дней, поскольку большое количество большегрузного транспорта в Европе (в 2015 г. — 23%) ездит пустым (больше информации на английском языке о планируемых новшествах здесь и здесь).
Однако, как и следовало ожидать, далеко не все в восторге от задумки Еврокомиссии. Как пояснили нашей редакции в Минтрансе Литвы: «Каботажная перевозка это по сути ограничение рынка, поэтому главная проблема, по мнению министерства — предложение сохранить действующие ограничения, что не позволит нашим перевозчикам больше работать в других странах. Считаем, что очень трудно оправдать каботажные ограничения, если в рамках „Пакета мобильности“ будут значительно нивелированы различия стран в социальной сфере. Если в Европе перевозчикам из Литвы и других стран придётся работать в равных условиях, мы хотели бы, чтобы рынки других стран стали куда более открытыми для конкуренции, чем сейчас».
В то же время в Минтрансе сожалеют о том, что не все страны ЕС согласны с таким подходом — многие из них предлагают для начала укрепить социальную сторону рынка дорожного транспорта и только потом говорить о его либерализации. «Литва придерживается принципа последовательной интеграции ЕС: предлагает углублять социальную интеграцию и создавать общий рынок одновременно. Сегодня переговоры продолжаются: как Совет Европы, так и Европарламент всё ещё не определились со своей позицией. Литва хотела бы, чтобы договорённость о новых правилах была достигнута до середины следующего года, но может так случиться, что результаты придётся ждать ещё несколько лет», — подытожили в литовском Министерстве транспорта и коммуникаций.
Примечательно, что его пресс-служба тактично не назвала страны ЕС, которые не согласны с позицией Литвы и других «периферийных» стран Евросоюза. Однако это не секрет. Как уже писала наша редакция, против выступают в частности государства, входящие в состав «Alliance du Routier» (рус. Дорожный союз) — Германия, Франция, Италия и другие (то есть, богатые старожилы ЕС) — которые, предположительно, рассчитывают на то, что выгодные им нормы «Пакета мобильности» (в том числе в области каботажа и связанных с ним правил командировки сотрудников транспортных предприятий) удастся «протолкнуть» во время начинающегося в июле председательства в ЕС Австрии.
Это редакции от части подтвердили и в ассоциации литовских перевозчиков «Linava». Как сказано в её ответе на наш запрос: «Страны Западной Европы или „старожилы“ ЕС хотят ужесточить правила каботажа и ограничить попадание на их рынок перевозчиков из „новичков“ Евросоюза, в том числе из Литвы. Они создали так называемый „Дорожный союз“, от имени которого не раз заявляли о том, что надо не только ограничить число дней на каботаж и количество его операций, но и предусмотреть „охладительный“ период (в течение которого каботаж был бы запрещён), а также регулярное возвращение водителей домой (их удовлетворило бы возвращение раз в две недели). „Linava“ считает, что в учредительных договорах и долгосрочных стратегиях транспортной политики ЕС закреплён принцип свободного предоставления транспортных услуг. В частности, в транспортной „Белой книге“ Евросоюза до 2020 года планируется создать единое европейское транспортное пространство, в том числе предусматривающее отмену всех каботажных ограничений».
По словам «Linava»: «Литовские перевозчики всегда надеялись на то, что в конечном итоге смогут свободно предоставлять свои услуги во всём Евросоюзе. Сейчас нас очень беспокоит то, что дискуссии в институциях ЕС развиваются в другом направлении — ограничение каботажа обосновывается социально-экономическими различиями членов Евросоюза. При этом перевозчики нашей страны уже соблюдают требования по зарплате в Германии, Франции, Италии, Австрии и других государствах, поэтому такие аргументы безосновательны».
Что касается перспектив развития ситуации, то в «Linava» уверены в том, что какие-то изменения точно будут, и надеются на помощь литовских политиков в принятии благоприятных решений в Европарламенте и Совете Европы. Тем не менее, с учётом медленности европейской бюрократической машины и предстоящих в следующем году выборов в Европарламент, дискуссии могут затянуться на несколько лет, а это значит, что собирающимся заняться каботажными операциями перевозчикам надо исходить из того, что есть.
Источник: Сargonews
Комментарии