Отмена путевого листа в Беларуси: как правильно воспользоваться изменением?

Опубликовано 28.02.2018, 17:54

Автомобильные перевозчики Беларуси могут работать без оформления путевых листов с 26 февраля 2018 года. Такую информацию подтвердил начальник управления контроля автомобильного транспорта Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Иван Алисейко.

Норма прописана в пункте 4.5 Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» от 23 ноября 2018 года: «Субъекты хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности выполняют автомобильные перевозки без оформления путевых листов».

В комментарии ПраймПресс Алисейко пояснил: «Использование путевых листов является необязательным. Это не значит, что они вообще отменены. Если предприятие их использует для расчета зарплаты водителю, списания затрат на топливо, амортизацию, в принципе, его можно использовать». Норма распространяется на все правоотношения всех юридических лиц при автомобильных перевозках.

В марте прошлого года, когда нововведение только обсуждались, Министр транспорта Республики Беларусь Анатолий Сивак отметил: «Принятие такого решения не снимает ответственности с бизнеса за необходимость оказания качественной услуги, соблюдения требований к состоянию здоровья водителей, техническому состоянию транспортных средств. Ситуация будет подвергнута серьезному анализу, если произойдет какое-либо происшествие с участием этого автомобиля, добавил министр».

До отмены путевых листов документ заполняли при использовании транспортных средств для автомобильных перевозок пассажиров и грузов, за исключением ситуаций, когда автомобильная перевозка осуществлялась для собственных нужд.

Бухгалтеры предприятий использовали путевой лист в качестве первичного документа:

  • по нему начислялась заработная плата водителям, исходя из объема работы.
  • списывались расходы на горюче-смазочные материалы, при этом на эту сумму уменьшалась налоговая база.

Также в путевом листе водители делали отметки о прохождении предрейсового медицинского осмотра и о техническом состоянии автомобиля.

Соблюдение этих нормативов никто не отменял, о чем свидетельствуют и слова Министра транспорта Республики Беларусь. Поэтому ожидать, что перевозчики начнут массово отказываться от привычного документа не стоит. Портал грузоперевозок Transinfo узнал у практиков, как грамотно использовать это нововведение.

Эльмира Бугаева, Директор бухгалтерского центра "Эльбай"

Ситуации прокомментировал директор бухгалтерского центра «Эльбай», в котором обслуживаются порядка 15 компаний из Витебской области, занимающихся перевозкой грузов:

Путевой лист отменили. У бухгалтера сразу возникает вопрос: на основании каких документов и какое количество топлива списывать в конце месяца? Поэтому и теперь, и в дальнейшем путевые листы будут использоваться, но в более свободной форме. Теперь у контролирующих органов не будут возникать вопросы по правильности заполнения, что позволит компаниям избежать лишних штрафов.

Из-за неправильно заполненного путевого листа налоговая могла не признать факт списания топлива, что влекло за собой увеличение налоговой базы. Это автоматически создавало задолженность, пеню по уплате налога на прибыль и, собственно, штраф предприятию и бухгалтеру. Сейчас таких ситуаций возникать не должно, — рассказала директор «Эльбай» Эльмира Бугаева.

По мнению представителей перевозчика R Group, экономия времени и разрешение спорных ситуаций — основные преимущества этого изменения:

— Наша компания видит несомненный плюс в отмене требования о заполнении путевых листов. Специалисты не будут терять время на дополнительные бумаги. Не будет и спорных ситуаций по поводу правильности оформления данного документа, — отметил в комментарии Transinfo Сергей Зайченко, начальник отдела организации перевозок ООО «РАЙЗИНГ».

Кроме списания горюче-смазочных материалов, путевой лист также помогал соблюдать законодательство Беларуси и в других аспектах:

Остаются открытыми вопросы прохождения предрейсового технического осмотра автомобиля, медицинского осмотра водителя, учета рабочего времени, отметки о маршруте следования. Вся эта информация содержится в путевом листе. Если отказаться от него полностью, то необходимо утверждать на предприятии свои бланки и журналы, куда будет заноситься подобная информация, — продолжает Эльмира Бугаева.

В ОАО «Гроднооблавтотранс» подобная «облегченная» версия путевого листа уже разрабатывается.

Путевые листы есть, но они будут упрощены. На «Гроднооблавтотранс» разрабатывается упрощенная форма путевого листа, из которой будет исключена ненужная информация. Отказаться полностью от путевого листа — создать дополнительные неудобства для предприятия.

Каждый раз, когда машина выезжает из автопарка, нужна информация о том, какие сотрудники находились в рейсе, по какому маршруту следовали. Также здесь указываются категории дорог, температурные режимы, чтобы впоследствии произвести списание топлива. Все это необходимые данные для ведения оперативного учета, — рассказал Transinfo Андрей Сабодахо, ведущий инженер лидского филиала ОАО «Гроднооблавтотранс».

На сегодняшний день также не отменена норма по заполнению ТТН-1, в графе которой указывается номер путевого листа. Надеемся, в ближайшее время эта поправка будет внесена в законодательство.

Отмена требований о заполнении путевых листов очень похожа на ситуацию с отменой доверенности. Саму форму отменили, но на предприятиях без доверенности невозможно получить товар. До сих пор все пользуются формой М-2, так как это удобно. То же самое будет и с путевым листом, все будут брать за основу уже привычный документ, — резюмирует директор бухгалтерского центра «Эльбай».

Напомним, Декрет № 7 «О Развитии предпринимательства» был подписан 23 ноября 2017, большинство его норм начали действовать с 26 февраля. Кроме необязательного характера путевого листа, документ отменил требования о сопроводительном паспорте перевозки отходов производства при наличии товарно-транспортной накладной, требования к стажу для водителей международников. Также предрейсовый медицинский осмотр для таких водителей можно осуществлять самостоятельно при помощи экспресс-тестов. Подробнее читайте в материале на TransinfoNews.

Источник: Transinfonews.by

Наши новости в Telegram

Комментарии

андрей лупашко

1 апреля 2018 01:02

+45
Я так ничего и не понял, могу ли я выехать как индивидуальный предприниматель без путевого или штрафуют?