Северный морской путь позволит зарабатывать по 7,5 миллиарда рублей в год

Опубликовано 22.08.2016, 14:20

Цены на некоторые товары в магазинах могут существенно снизиться, особенно на севере страны. Такой прогноз "Российской газете" дал первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Павел Сигал.

Как стало известно "РГ", в правительство уже переданы документы, в которых расписана финансово-экономическая модель развития Севморпути.

Нам удалось познакомиться с некоторыми выкладками. Инвестиционные затраты на реализацию только основной части проекта составят 114,5 миллиарда рублей. До половины этих средств планируют привлечь от зарубежных инвесторов. Суммы значительные. Но, когда проект будет реализован, дивиденды с него получат все россияне. В первую очередь, конечно, северяне.

Жизнь в Арктике очень дорогая, особенно в труднодоступных районах, где транспортные издержки составляют до 70 процентов цены товара, попадающего на склады по Северному завозу. Конечно, от того, что по Северному Ледовитому океану на регулярной основе пойдут контейнеровозы, цены прямо не упадут, но косвенное влияние на стоимость продовольствия и топлива на Крайнем Севере это окажет, считает исполнительный директор Центра соцразвития российского Севера Вера Сморчкова.

Как раз рынок контейнерных грузов представляет наибольший потенциал для развития Севморпути. При сохранении средней ставки перевозки одного контейнера из Азии в Европу на уровне 2015 года можно зарабатывать до 3 миллионов долларов за рейс.

По данным Аналитического центра при Правительстве России - разработчика финансово-экономической модели по развитию Севморпути - такие суда могли бы курсировать между Петропавловском-Камчатским и Мурманском, портами Северной Европы. Речь идет как о перевозке грузов для внутрироссийских нужд, которые сейчас едут по Транссибу, так и о рынке международного транзита между Азией и Северной Европой.

Эксперты проанализировали несколько вариантов создания фидерной контейнерной линии: с двумя портами-хабами в Петропавловске-Камчатском и Мурманске и 7 контейнеровозами, а также с одним портом-хабом. Наилучшим вариантом является первый, говорят они. Доходность проекта достигает 13,22 процента. Выше, чем по депозиту.

Линию предполагается создавать поэтапно. Причин две: строительство новых контейнеровозов и портов-хабов требует времени, а грузоотправители станут вкладываться в развитие судоходства по Севморпути не раньше, чем линия заработает.

Первоначально на линию будут привлечены грузы для российского Дальнего Востока, которые сейчас перевозятся по Транссибу с перевалкой во Владивостоке на фидерные суда, а уже потом уже по Севморпути поплывут международные грузы. При 75-процентной загрузке контейнеровозов объем перевозок линии к 2025 году должен составить около 380 тысяч TEU в год. Это соответствует пятипроцентной доле целевого рынка, который определен на уровне 7,5 миллиона TEU в год.

Доходы бюджета от участия в акционерном капитале контейнерной линии начнут поступать с 2028 года, после возврата банковского финансирования, и составят 7,5 миллиарда рублей ежегодно.

"Вся сумма госвложений в акционерный капитал будет возвращена к 2031 году, а капитализация пакета акций компании, принадлежащего государству, в 2035 году составит 55,9 миллиарда рублей", - уверяют разработчики финансово-экономической модели.

Большую часть грузопотока составит экспорт сырья, добываемого в Арктике. Грузопоток от ресурсных проектов и каботажных перевозок рассматривается в качестве "базового" сценария развития.

"Россия может предложить реализацию транзитного потенциала, - считают в минвостокразвития. - Основным сценарием является вывоз грузов (преимущественно углеводородов) в западном направлении". Но в министерстве прогнозируют развитие и в восточном направлении. Как с учетом транзитного потенциала Северного морского пути, так и международного транзита контейнеров по маршруту Юго-Восточная Азия - Европа.

Источник: Российская газета

Наши новости в Telegram

Комментарии