Продажи крупнотоннажных грузовиков российского производства продолжат расти в 2021 году

Опубликовано 9.04.2021, 14:12

В сложном 2020 году российские производители крупнотоннажных грузовых автомобилей сумели не только нарастить продажи, но и несколько потеснить иностранных конкурентов на внутреннем рынке. Спрос на грузовики рос благодаря девальвации рубля и стимулированию со стороны государства. По мнению НКР, дальнейшее увеличение продаж российских грузовиков – на 1–3% в 2021 году – будет зависеть от сохранения программ господдержки, пишет РЖД-партнёр.

Пандемическое снижение экономической активности в 2020 году не привело к сильному сжатию рынка крупнотоннажных автомобилей в РФ. Всего было продано лишь на 6,5% меньше грузовиков полной массой свыше 14 т: 59,4 тыс. против 63,5 тыс. в 2019 году. Причем в относительно спокойном 2019-м объем продаж снизился на 2,2%, а в кризисный 2015 год падение превышало 44,6%.

Несмотря на общее сжатие рынка, продажи крупнотоннажных грузовиков отечественного производства, наоборот, увеличились: на 7%, до 32,1 тыс., у КамАЗа и на 32%, до 3,9 тыс., у «Урала». «Двойной удар» получили дилеры крупнотоннажных грузовых автомобилей иностранных марок: они продали на 23% меньше грузовиков как из-за пандемического снижения спроса, так и по причине переориентации части покупателей на отечественную технику. Доля иностранных грузовиков в этом сегменте российского рынка теперь составляет менее 40%.

Рост продаж на внутреннем рынке привел к существенному увеличению выручки отечественных производителей по РСБУ – более чем на 15%. КамАЗ впервые за 3 года зафиксировал годовую прибыль от продаж, заработав 5,3 млрд руб. Прибыль «Урала» хотя и была ниже уровня 2019 года (1,5 млрд руб. против 1,8 млрд руб.), но существенно превышала значения 2016–2018 гг.

Росту популярности отечественных грузовиков способствовало ослабление рубля и существенная господдержка – как в виде стимулирования спроса (программы льготного лизинга), так и в форме компенсации расходов автопроизводителей. КамАЗ в 2020 году получил 28,7 млрд руб. госпомощи, что эквивалентно 15,4% выручки по РСБУ. Из этой суммы 25,4 млрд руб. составила компенсация расходов, включаемых в себестоимость. «Урал» получил 4,3 млрд руб. господдержки (15,8% выручки), из них на компенсацию расходов, включаемых в себестоимость, предназначались 4,27 млрд руб.

По мнению НКР, продолжение программ стимулирования спроса (льготного лизинга), а также сохранение масштабов прямой господдержки автопроизводителей (на уровне, эквивалентном 16–17% выручки) положительно скажется на реализации крупнотоннажных грузовиков отечественного производства даже в условиях сдержанного восстановления экономической активности. По оценкам НКР, продажи крупнотоннажных грузовиков в России снизятся в 2021 году примерно на 3–5%, до 56,4–57,6 тыс., но продажи отечественных грузовиков могут, наоборот, увеличиться на 1–3%.

Источник: РЖД-партнёр

Наши новости в Telegram

Комментарии