Погранкомитет Беларуси объяснил, в чем причина очередей на границе, и рассказал, как решить проблему

Опубликовано 10.12.2022, 14:58

Преодоление рубежа Беларуси со странами ЕС никогда не было легким: очередь, даже небольшая, существовала. Сегодня ее с грустью вспоминают водители грузовиков, которые говорят, что «живут на границе».

Изучив ситуацию на 8 декабря, Погранкомитет Беларуси назвал самые сложные КПП на границе страны. Наименьший показатель выполнения нормы пропуска фур зафиксирован на:

  • польском пункте пропуска Бобровники (Берестовица)15% от нормы;
  • литовском Мядининкай (Каменный Лог). Здесь оформено 30% грузовиков от нормы.  

В субботу, 10 декабря, на сайте ГПК РБ появился материал о взгляде на проблему. Приводим его полностью.

 

Проблема очередей существует не только на белорусской границе с Польшей, Литвой и Латвией. И актуальной она стала не сегодня и не вчера.

Если говорить о многокилометровых скоплениях большегрузов на границах Евросоюза с другими странами, то подобные ситуации фиксировались (и сохраняются до сих пор) на российской границе с Латвией и Литвой, польско-украинской и молдавско-румынской.

Общее во всех случаях — очереди и длительное ожидание выезда по причине замедленного оформления грузового транспорта одной из сторон. Но и решение этой проблемы тоже общее — адекватные меры для нормализации работы контрольных служб по обе стороны границы.

После пандемии и введения ограничений со стороны ЕС на передвижение транспортных средств российской и белорусской регистрации, а также закрытия части пунктов пропуска на внешней границе ЕС, тема очередей стала более острой.

Российско-литовская граница

В Калининградской области регулярно возникают очереди из фур. На этом направлении функционирует только пункт пропуска «Чернышевское», остальные три закрыты после пандемии, еще один, построенный в 2020 году, так и не открыт с литовской стороны. Нагрузка на единственный погранпереход увеличилась в разы, но это не самая главная причина заторов.

Как отмечают российские представители таможни, причина очередей кроется в неритмичном пропуске литовскими службами. Ведь после соответствующих мер, принимаемых литовскими таможенниками, очереди существенно сокращались. Значит определяющими критериями, все же, являются ритмичность и объем оформления транспортных средств.

Польско-украинская граница

Неоднократно в СМИ поднимался вопрос очередей и на польско-украинской границе. Длительное ожидание на этом направлении не раз приводило к тому, что водители организовывали акции протеста и перекрывали дороги вблизи границы. Грузоперевозчики жаловались на преднамеренное затягивание процедур фитосанитарного и ветеринарного контроля со стороны польских контрольных служб и требовали прекратить искусственное торможение выезда. Ситуация на этом маршруте была крайне сложная — с украинской стороны стояли в ожидании около 3 тысяч фур (как и сейчас на границе Беларуси и Литвы). Проблему решили, когда польская сторона предприняла конкретные шаги для стабилизации ситуации. В частности, процедуры оформления были ускорены как путем привлечения дополнительных специалистов в пункты пропуска, так и посредством оптимального перераспределения потоков автотранспорта.

В рамках двусторонних договоренностей Польши и Украины совершенствуется инфраструктура и открываются новые пункты пропуска на границе с Украиной, что должно увеличить пропускную способность данного направления.

Молдавско-румынская граница

Здесь проблема очередей решалась путем увеличения количества сотрудников молдавского пункта пропуска. Власти Румынии приняли предложения молдавского правительства о совместных действиях для сокращения многокилометровых очередей.

Что происходит на границе Беларуси и ЕС?

Перед белорусскими пунктами пропуска уже длительное время фиксируются существенные скопления автотранспорта на всех маршрутах следования в Евросоюз. Очереди большегрузов возникают по тем же причинам — замедленный, зачастую намеренно, пропуск грузовиков европейскими контрольными службами и закрытые пункты пропуска по инициативе сопредельных стран ЕС. На польском направлении, например, из 6 пунктов пропуска функционируют только 3. Ожидаемо, что подобное положение крайне негативно сказывается не только на трансграничных потоках и логистических цепочках, но и на людях, практически живущих в очередях на границе.

И если во всех предыдущих описанных случаях проблема решалась усилиями обеих сторон, заинтересованных в нормализации работы пунктов пропуска, то в случае границы Беларусь-ЕС стремление сопредельных служб разрешить ситуацию практически отсутствует.

Позиция Польши, Литвы и Латвии сводится к игнорированию существующей проблемы, несмотря на уже взятые на себя обязательства по выполнению норм пропуска транспорта. Двусторонние договоренности могут выполняться или корректироваться только при участии обеих сторон и исключительно путем диалога.

Опыт других стран доказывает: проблема очередей может решаться очень быстро и эффективно, но только совместными усилиями (в одностороннем порядке ни одна проблема, касающаяся границы двух стран, решиться не может).

И сегодняшний коллапс на границе с ЕС — это результат исключительно политизированных решений властей Польши, Литвы и Латвии. При этом политические амбиции сопредельных государств идут вразрез с экономическими интересами самих стран, крупных компаний, среднего бизнеса и рядовых граждан. Безучастность и отстраненность руководства наших соседей в вопросах проведения политики, прежде всего трансграничной, доказывает их несостоятельность как «надежных партнеров» на международной арене.

 

Фото: ГПК РБ.

Наши новости в Telegram

Комментарии