Если есть в машине пачка сигарет: как контрабанда бьет по имиджу перевозчиков

Опубликовано 19.12.2016, 10:37

В турецком порту Зонгулдак в ходе спецоперации, проводимой Главным управлением турецкой разведкоманды Uk-ray, была обнаружена крупная партия контрабандных сигарет. С помощью проверки рентгеном базовой части двух фур выявлены около 80 тысяч пачек сигарет, которые пытались провезти на территорию Турции два украинских водителя. Автомобили и товар конфискованы, а 36- и 38-летний шоферы задержаны и после суда сели в тюрьму.

Сигареты были расположены в пустотах рам, а также в тайниках кузовов двух фур, следовавших под TIR-карнетами из Украины. В грузовом отсеке везли вполне легальный груз, который перевозчики взяли у одной украинской фирмы. Впоследствии законный груз выгрузили на терминале и доставили заказчику турецкой машиной.

Транспортные средства арендованы злоумышленниками у частных фирм. Контрабандисты оборудовали тайник в арендованных фурах специальным «веревочным механизмом», благодаря которому не было необходимости каждый раз вскрывать полости машин.

Одна такая ходка прочила подельникам колоссальную прибыль: пачка сигарет в Турции стоит минимум 5 долларов. Розничная стоимость контрафактного груза оценивается примерно в 286 тысяч долларов США. Учитывая дисконт контрафакта почти в полтора раза, прибыль составила бы примерно 100 тысяч долларов на двоих.

Как показывает статистика, 40% украинского бизнеса работает нелегально. Контрабанда сигарет замыкает по прибыльности топ-5 видов нелегального бизнеса в стране. По различным оценкам экспертов, рентабельность табачного «контрабаса» составляет 300-400%. Логика проста: если бизнес существует – система работает. Украинские контрабандисты каждый год бьют антирекорды.

СМИ пестрят новостями о контрабандном товаре, перевозимом украинцами. Один из последних случаев попал и на страницы TransinfoNews. На спасенном 27 ноября украинском рыболовном судне "RS 300 №97" была обнаружена крупная партия сигарет. Судно следовало из Черногории в Ливан, после чего было отбуксировано греческой стороной на ремонт в порт Палеохора. По данному факту ведется следствие

Сколько дают за контрабанду сигарет в разных странах

После декриминализации экономических преступлений в Украине, в том числе статьи 201 Уголовного кодекса «Контрабанда»,украинскому контрабандисту бояться нечего. Возросшая безработица и снижение уровня жизни только способствует росту такого рода преступлений. Тюремный срок за контрабанду грозит лишь по второй части Уголовного кодекса (группой лиц или осужденным ранее по той же статье либо используя служебное положение).

В Турции за контрабанду карают суровее. Лишь в 2002 году турецкий парламент проголосовал за отмену смертной казни за контрабанду, её заменили «тяжким пожизненным заключением». Пойманного в Турции контрабандиста будут судить по турецким законам, гражданином какой бы страны он ни был. Пойманного в другой стране турецкого гражданина даже в случае отбытия им наказания в другой стране — будут снова судить в Турции.

Одна из причин жесткого подхода к контрабанде сигарет: проблема здоровья нации. Выражение «курит как турок» уже давно стало притчей во языцех. Половина населения страны курит, соответственно являются потенциальными потребителями контрабандного товара.

Еще одна причина жесткого подхода к контрабанде сигарет – это финансы. Акцизные сборы составляют 85% от стоимости пачки сигарет, то есть являются бюджетообразующими для страны.

Декриминализация контрабанды в Украине стала шагом на пути к евроинтеграции, однако в тех же странах Старого Света за контрабанду сигарет можно попасть в тюрьму.

В Румынии можно попасть в тюрьму за перевозку даже одной пачки через «зеленый коридор», в Венгрии уголовная ответственность наступает за перевозку сигарет более чем на 100 тысяч форинтов, что примерно равно 15 блокам сигарет, а в Словении та же участь ждет контрабандиста за перевозку 8 блоков.

В Польше нарушитель вносится в специальный реестр и в случае рецидива его ждет аннуляция польской либо шенгенской визы, а если это гражданин Польши – аннуляция загранпаспорта на выезд из ЕС. В числе прочего поляки конфискуют у контрабандиста транспорт, на котором перевозилась контрабанда. Если контрабанда окажется в особо крупных размерах, пойманного контрабандиста, кроме штрафа ожидает тюремный срок.

В Беларуси за контрабанду можно попасть под уголовную ответственность только в случае, если объем контрабанды достиг крупных размеров: стоимость перемещаемого товара превышает 2 000 базовых величин на день совершения преступления (на момент написания статьи более 21 000 долларов). Если преступление совершенно по принуждению то, контрабандисту грозит крупный штраф (ст. 288.1 УК РБ). В остальных случаях от 5 до 12 лет лишения свободы, иногда с конфискацией имущества.

В соседней России теме перемещения подакцизных товаров — алкогольной и табачной продукции — посвящена отдельная статья Уголовного кодекса: 202.2. Уголовная ответственность наступает, если сумма товаров превышает 250 тысяч российских рублей (более 4 000 долларов). Но даже в этом случае можно отделаться штрафом или принудительными работами, если служители Фемиды признают виновным по первой части этой статьи.

Если в преступлении будут задействованы должностное лицо, или группа лиц по предварительному сговору, или более того организованная группа — штраф будет отягощен тюремным сроком от трех до семи лет. А в особых случаях предусмотрена конфискация имущества. При этом стоит различать понятия преступления как виновного умышленного деяния и нарушение правил провоза груза.

Уголовная ответственность – решение проблемы?

Украина пытается изменить ситуацию. Государственная фискальная служба Украины предложила ввести уголовную ответственность за товарную контрабанду. Предложение озвучил глава ведомства Роман Насиров:

«Только за последний год таможнями ГФС было составлено более 26 тыс. протоколов о нарушении таможенных правил. Мы сейчас инициируем и стремимся, чтобы вернули уголовную ответственность за товарную контрабанду. На сегодняшний день это административное правонарушение».

Насиров добавил, что несмотря на условия, в которых находится Украина, целесообразно вводить уголовную ответственность за контрабанду всех видов товаров. Накануне Верховная Рада Украины не приняла законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно криминализации контрабанды алкогольных напитков, табачных изделий» №3254. Проект не набрал достаточного количества голосов, и контрабандисту грозит лишь конфискация транспортного средства и незаконного груза.

Эксперт Тарас Качка считает, что вовсе не обязательно вводить уголовную ответственность, чтобы победить массовую контрабанду на украинских границах. Это вполне осуществимо путем интеграции налоговых и таможенных органов, а также улучшению сервиса на таможне, высказывается эксперт в интервью интернет-изданию «Обозреватель».

Сумеет ли украинское государство побороть контрабанду без применения жестких мер, покажет время. Очевидно, что в какой-то степени поможет и мягкий подход, если в стране снизится социальная напряженность, улучшится ситуация на рынке труда. А пока Украина превращается в страну-источник разгула контрабанды, что вредит транспортной отрасли, международному товаропотоку и бьет по престижу профессии перевозчика.

Источник: Transinfonews.by, Дмитрий Харьковский

Наши новости в Telegram

Комментарии