Сергей Михневич: «Две трети в потребительском лизинге занимают транспортные средства»

Опубликовано 8.12.2022, 08:58

 Справка Transinfo.by. На конец 2021 года лизинговые операции в Беларуси осуществляли 112 специализированных лизинговых организаций и 10 банков. Большая часть предприятий из реестра не осуществляет лизинговую деятельность вовсе или ведет ее специальных или внутриведомственных задач в рамках осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности. Как следует из отчета Ассоциации лизингодателей за 2021 год, 96,98% объема лизингового портфеля по рынку лизинга страны без учета банков-лизингодателей пришлось на 26 компаний.

В пятерке первых:

  • Промагролизинг — доля в общем объеме — 32,113%;
  • АСБ Лизинг — 10,618%;
  • Райффайзен-Лизинг — 8,638%
  • РЕСО-Бел-Лизинг — 8,275%;
  • Активлизинг — 7,389%.

Мы попросили ответить на вопросы директа одной из них — Активлизинг, Сергея Михневича.

— Из Беларуси уходят автоимпортеры европейских и американских брендов, продажи новых машин показывают антирекорды, у потребителей снижаются доходы. Как в нынешней ситуации чувствуют себя лизинговые компании?

— Специфика лизинговой деятельности выгодно отличается от тех, кто ведет хозяйственную деятельность в виде продаж или производства. Наработанный портфель позволяет быть на плаву еще несколько лет в зависимости от срока лизинга, на который отдан товар. Поэтому сегодня лизинговые компании чувствуют себя легче, чем секторы экономики, на которые повлияла конъюнктура рынка, хотя, конечно сложности ощущаются — объемы продаж в 2022 году сократились.

У лизинга — и инвестиционного, и потребительского, есть специфика. Львиную долю в потребительском лизинге занимает автотранспорт, а его продажи упали — поставки новых машин из стран ЕС прекратились. Приходится перемещать активность в другие сектора и продуктовые линейки, недвижимость, машинное оборудование. Но и там сегодня проблемы из-за падения инвестиционной деятельности и инвестиций в экономике в целом. Благодаря прошлым наработкам мы продолжаем деятельность, пытаемся диверсифицировать продажи в текущей ситуации.

— Как на лизинговые компании повлияли европейские санкции?

— Напрямую от санкций мы не пострадали, поскольку обычно не занимались закупками по внешнеэкономическим контрактам. Есть лизинг по закупкам внутри страны, с которым как работали, так и работают. Да, поставки автомобилей и других предметов лизинга по внешнеэкономическим контрактам претерпели изменения, но у них нет большой доли в общем сегменте. Косвенно санкции повлияли на лизинговые компании путем остановки импорта новых машин — импортеры и дилеры перестали их завозить, что это отразилось на нашей деятельности.

Несколько крупных игроков с финансированием или бенефициарами из-за рубежа приостановили работу. Они продолжают обслуживать и завершают старые договора согласно срокам действия, новых не заключают. В числе таких компаний есть крупные, чей уход сказался на рынке.

— Появились ли новые программы работы с клиентами, которые оказались в сложной финансовой ситуации?

— Шок от начала военных действий в Украине и курсовых скачков, которые вылились в экономические затруднения, пережили все, в том числе клиенты лизинговых компаний. Им пошли навстречу, оптимизируя деятельность по разным направлениям. Сегодня реструктуризируем задолженность, пересматриваем графики лизинговых платежей, делаем их более гибкими — клиент всегда важен, его нужно поддерживать. Более жесткие методы работы с неплательщиками, которые не могут обслуживать свои лизинговые платежи.

— Что сегодня покупают в лизинг в Беларуси?

— Мало что поменялось, две трети в потребительском лизинге —  транспортные средства, активно покупают оборудование и недвижимость. Раньше спросом пользовались новые машины, сегодня  их замещают автомобили с пробегом. Статистика за 2022 год появится в начале 2023 года, пока мы только предполагаем, что изменения будут.

— Дилерские станции и СТО тоже покупают оборудование в лизинг?

— Они всегда были клиентами лизинговых компаний. Однако, говоря про оборудование, я имел в виду более широкое понятие — есть большой сегмент закупок по инвестиционной деятельности государственных и частных компаний в различных сферах экономики. Оборудование требуется заводам, сельскохозяйственным предприятиям. Сельскохозяйственная и специализированная техника тоже достаточно часто приобретается в лизинг.

— Среди ваших клиентов есть госструктуры?

— А как же. ГК «Активлизинг» работает с государственными компаниями, по большей части — в сегменте транспорта, в частности, приобретают новые автомобили LCV.

— Компании каких форм собственности чаще остальных обращаются в лизинговые компании?

— Около половины наших продаж приходится на физлиц, много коммерческих структур частной собственности.

— Новые грузовики каких брендов покупают ваши клиенты?

— Продаются МАЗы и тракторы «Беларус», КАМАЗы, иная российская техника. Появляются китайские автобренды  коммерческой техники Foton и Sitrak, в легковом сегменте появился новый китайский бренд JAC. Можно предположить, что скоро они заместят сегмент, ранее занятый европейцами и американцами. Что касается ведущих автобрендов ЕС и США, за редким исключением большинство из них прекратили поставлять свои автомобили в Беларусь.

Заключают с нами сделки и по приобретению подержанной грузовой техники. Как правило, ее не завозят, а приобретают на внутреннем рынке.

— В России прорабатывается вопрос введения моратория на выплаты по лизингу иностранной техники, импортеры которой ушли из страны, перестав обслуживать свою продукцию и поставлять комплектующие. Есть ли похожие вопросы в Беларуси?

— С озвученной ситуацией не знаком, знаю лишь, что в Беларуси ситуация с обслуживанием автотранспорта отличается от российской — идут поставки запчастей, автодилеры по новым маршрутам завозят необходимое. Чтобы обезопасить себя от того, что произошло в России, надо серьезно подумать, прежде чем отпускать в лизинг технику, с которой могут возникнуть проблемы обслуживания.

Позиция российского правительства понятна — некоторые лизинговые компании могли быть аффилированы с брендами. В Беларуси таких структур нет.

Справка. В Группу компаний «Активлизинг» входят три компании. ООО «Активлизинг» с 2003 года предоставляет в лизинг легковые и грузовые автомобили — новые и с пробегом, оказывает услуги по возвратному лизингу. ООО «Актив-Рент» — с 2016 года работает с финансовой арендой (финансовый лизинг, возвратный лизинг), предоставляет в лизинг легковые автомобили, мотоциклы и маломерные суда. ООО «Оранж рент» — с 2014 года оказывает услуги по аренде легкового транспорта под брендом Sixt.

Наши новости в Telegram

Комментарии