«Можем найти и другие пути»: что будет с грузоперевозками транспортных компаний России и Беларуси в Казахстан?

Опубликовано 21.09.2022, 17:46

В начале сентября БАМАП и АСМАП рекомендовали перевозчикам воздержаться от поездок в Казахстан до урегулирования ситуации: фуры российских компаний начали задерживать на основании остутствия разрешений на перевозку.

По данным на 20 сентября, на границе стояло 8 транспортных средств российских компаний «АвтоТранзит», «СВ-Транс», «Траско». На каждую могут наложить штраф в 3 тыс. евро.

В России и Беларуси говорят о нарушении правил, у Казахстана свое мнение.

Мы попытались разобраться в причинах конфликта.

Предыстория

Все началось в апреле 2022 года после введения ЕС санкций в отношении России и Беларуси. Белорусские власти приняли контрмеры, запретив фурам из ЕС работать на территории страны. Грузы по-прежнему шли, но через перецепку/перегрузку на машины России и Беларуси и дальше — по месту назначения.

К этим грузам и возникли претензии со стороны контролеров Казахстана. Сославшись на законодательство 2017 года, в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) Казахстана сообщили о действии запрета на ввоз в страну грузов из соседних стран с использованием перецепки.

Согласно позиции МИИР, дело не в санкциях, а недобросовестной конкуренции. Обойдя разрешительную систему, иностранные перевозчики получили более выгодные условия работы, что сказалось на работе казахстанских коллег.

По логике контролеров, первоначальный перевозчик, который загрузил фуру на территории ЕС, обязан располагать разрешением Казахстана на осуществление операции, а после перегрузки отдать его последующему перевозчику. Отсутствие документа нарушает требования пунктов 48 и 51 Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок.

Аналогичная система действует и в России, причем штрафы за нарушение выше примерно на треть.

Трехсторонние переговоры с участием российской, белорусской и казахстанской сторон погасили конфликт. 1 июля МИИР РК издал приказ № 378, приостановив действие требований до 1 января 2023 года. Поэтому новые задержания российских грузовиков и стали неожиданностью для иностранных перевозчиков.

Конфликт продолжается

20 сентября МИИР издал сообщение: иностранные перевозчики, которые везут грузы из ЕС, полученные путем перецепки, при въезде в Казахстан должны иметь при себе два бланка разрешений — от первоначального (европейского) перевозчика и последующего, который привез груз из Беларуси.

Требование предусмотрено международными договорами и внутренним законодательством страны. О необходимости соблюдения правил напомнили странам ЕС, ЕАЭС, СНГ, Украине и Грузии.

В интервью телеграм-каналу «Радиоточка НСН» президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин заявил: «С Казахстаном не такой уж большой товарооборот был, они от нас больше зависят и будут локти кусать, если не воспользуются теми возможностями, что есть. Через Казахстан логистика даже дороже: мы можем найти и другие пути».

В чем причина?

Перевозчики Казахстана давно жаловались на неравную конкуренцию с коллегами России и Беларуси. Их позицию поддерживает президент Союза международных автомобильных перевозчиков Казахстана КазАТО Махсат Сактаганов, сообщив о проблемах отрасли и президенту страны Касым-Жомарту Токаеву.

Вот несколько доводов Сактаганова:

  1. Неравное количество транспортных компаний трех стран, которые работают в международном направлении, и принадлежащего им автотранспорта.

Данные на лето 2021 года:

  • Россия: около 3,1 тыс. компаний — 45 тыс. грузовиков;
  • Беларусь: около 19 тыс. компаний — 45 тыс. грузовиков
  • Казахстан: 450 компаний — 7,5 тыс. грузовиков.
  1. Большое количество в автопарке старых автомобилей

По данным Сактаганова, доля новых авто в Беларуси 50%, в Казахстане — 5%»,

  1. Возможность для российских и белорусских перевозчиков поставить грузовой транспорт на временный учет на 2 года в Казахстане, к чему стали прибегать после санкций ЕС, освобождает эти компании от всех сборов.
  2. Из-за неравной конкуренции доля отечественных перевозчиков в общем объеме международных автомобильных перевозок ежегодно снижается: в 2019 году она занимала 46,6%, а в 2021 — 31%.
  • Выполнение перевозчиками третьих стран рейсов сверх квоты.
    Из открытого письма Токаеву: перевозчики России, Беларуси и Узбекистана получили в 2021 году 38 290 бланков казахстанских разрешений, что равно 84 210 рейсам в/из Казахстана, общее же число выполненных рейсов — 122,5 тыс.;

Результат — нанесение «огромного социально-экономического ущерба» стране и транспортной отрасли. Как отмечено в письме Токаеву, «казахстанское содержание в общем объеме транспортных услуг сократилось на 842 млн. долларов США, бюджет страны недополучил около 67 млн. долларов США в виде налоговых платежей, потеряно порядка 8 тысяч рабочих мест».

Опасения вторичных санкций казахстанская сторона не озвучивает.

Игрокам транспортной сферы остается ждать. Откажутся ли перевозчики России и Беларуси от доставки грузов ЕС в Казахстан, как предрек Матягин?

Наши новости в Telegram

Комментарии