Поможет ли Китай белорусскому транзиту?

Опубликовано 8.08.2016, 09:23

Беларусь в 2015 году снизила доходы от транзита примерно на 30% от ожидаемых, прежде всего, из-за переориентации Россией своих основных экспортных потоков с Запада на Восток и последствий девальвации российского рубля. Есть ли у Беларуси шанс изменить ситуацию в свою пользу?

Располагаясь в центре Европы, Беларусь является своеобразным перекрестком, по которому проходят кратчайшие пути на север и юг, восток и запад. Благодаря этому страна имеет хорошие возможности для осуществления различных видов транзита и, соответственно, потенциально может рассчитывать на рост доходов от него, пишет Белрынок.

Прогнозы на пятилетку: доходы могут упасть не менее чем на 10%

Согласно официальным оценкам, в 2011–2013 годах доходы Беларуси от транзита действительно росли в среднем на 13% в год. А к 2015 году Беларусь планировала увеличить доходы от транзита (без учета доходов от транзита нефти и природного газа) на 60% по сравнению с 2010 годом — до 2,4 млрд. долларов. Однако вместо ожидаемого роста общий объем доходов от транзита в Беларуси по итогам 2015 года снизился примерно на 30% от прогнозных планов.

Учитывая сложившиеся тенденции, которые и далее будут негативно влиять на транзитные грузопотоки, белорусское правительство в ближайшей пятилетке не ставит амбициозных задач по получению доходов от своего географического расположения. Согласно их планам, к 2020 году доходы Беларуси от транзита, включающие доходы от транзита нефти, природного газа и транзита в сфере транспорта (за исключением трубопроводного транспорта) составят 1,525 млрд. долларов.

Но при этом разработчики недавно принятой программы развития логистической системы и транзитного потенциала Беларуси на 2016–2020 годы сделали даже ремарку: если макроэкономическая и геополитическая ситуация в ближайшей пятилетке не поменяется, то реально доходы от транзита Беларуси могут упасть не менее чем на 10% по отношению к прогнозному показателю.

Шансы хорошие, а потери растут

Беларусь, находясь между двумя такими крупными экономическими центрами, как Евросоюз и Россия, потенциально имеет хорошие шансы на увеличение транзитных грузопотоков через территорию страны. Тем не менее, транзит падает, — прежде всего, перевозки железнодорожным транспортом.

Следует отметить, что около 92% грузов, которые транспортируются через Беларусь по железной дороге, — это экспортные или импортные грузы России и Казахстана. Но все же львиную долю транзитных потоков, проходящих через территорию Беларуси, составляют внешнеторговые грузы РФ. Основную часть транзитных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом через Беларусь, составляют каменный уголь, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, черные металлы и другие товары.

В Беларуси за 2011–2015 годы железнодорожным транспортом в транзитном сообщении перевезено 226,1 млн. тонн грузов, или 80,8% к прогнозным показателям. Доходы и отчисления в бюджет от транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом за этот период составили, соответственно, 2505,5 млн. долларов и 412,7 млн. долларов (87% и 89,6% к прогнозу на этот период).

При этом доходы от транзитных перевозок грузов за 2015 год составили около 378,3 млн. долларов, а отчисления в бюджет – 56,6 млн. долларов. Прогноз, установленный госпрограммой по этим показателям на 2015 год, выполнен всего лишь на 56,8% и 53,2%, соответственно.

Падение транзитных перевозок через Беларусь в последние годы вызвано в первую очередь внешними факторами, которые явно проявились во второй половине 2014 года, — это, прежде всего, западные экономические санкции в отношении России и ответные антисанкции со стороны РФ.

На снижение привлекательности белорусского транзит напрямую повлияла также девальвация российского рубля. Отметим, что логистические операции в сфере внешнеторговых поставок российские грузовладельцы проводят в российской валюте, вследствие чего они воспользовались альтернативными маршрутами. В результате такие грузы, как уголь, нефтепродукты и железная руда постепенно переориентируются с прибалтийских портов на терминалы российских портов.

В частности, в прошлом году в транзитном железнодорожном сообщении объем перевозок каменного угля, на который приходится более половины транзитных грузов, упал на 13%, нефти и нефтепродуктов — на 18%, удобрений — на 48% и строительных грузов — в 2,6 раза. В целом за прошлый год в Беларуси объем железнодорожных перевозок грузов снизился на 7,1%, до 131,4 млн. тонн, а в экспорте транспортных услуг – 25%.

В последнее время белорускую сторону беспокоит еще одна тенденция, негативно влияющая на транзитные потоки через Беларусь: изменение вектора внешней торговли России.

Ранее концепция государственной программы развития логистической системы Беларуси базировалась на том, что основу проходящих через страну товарных потоков будут составлять внешнеторговые грузы стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Евросоюза. Между тем, в последнее время наблюдается перераспределение глобальных товарных потоков с центрально-европейского направления (Запад — Восток — Запад) на южно-европейский коридор, что означает потенциальные потери для белорусского транзита.

В связи с изменением экспортных направлений РФ и Казахстана с рынка ЕС на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона ожидается снижение объема транзита грузов по территории Беларуси. На это повлияет и реализация стратегических планов РФ по развитию собственной транспортной инфраструктуры, связанной с переориентацией экспортных грузопотоков с портов Литвы, Латвии и Эстонии на порты Ленинградской области.

Кроме того, Беларусь не может в полной мере реализовать свой транзитный потенциал из-за неравных условий работы участников рынка в рамках ЕАЭС, барьеров во взаимной торговле, а также с отказом РФ и Казахстана от либерализации рынка автотранспортных услуг в евразийском союзе.

Надежда на Новый Шелковый путь?

В сложившейся ситуации Беларусь должна приложить максимум усилий, чтобы не только удержать нынешней грузопоток, но и постараться перетянуть на свои транспортные коридоры высокодоходные грузы, которые перевозятся железнодорожным транспортом в направлении портов Калининграда, Клайпеды, Риги и Вентспилса, а также нефтепродукты, которые следуют из Литвы в Украину. Так что белорусские транспортники, что называется, обречены работать в тесной связке с транспортниками Литвы и Латвии, которые в не меньшей степени заинтересованы в создании конкурентных условий для использования транзитного потенциала своих стран.

Тем не менее, очевидно, что возможностей принципиально повлиять на транзитные потоки у Беларуси сегодня немного. А вот сделать задел на будущее – возможно. Транзитный «прорыв» для Беларуси может обеспечить китайский проект Новый Шелковый путь. Согласно прогнозным оценкам, подключение Беларуси к сухопутному транспортному коридору между Азией и Европой позволит ей увеличить транзитный грузопоток через свою территорию чуть ли не в 2 раза.

Неслучайно для разработки программы развития логистической системы и транзитного потенциала Беларуси на 2016–2020 годы, Минтранс привлек консультантов института по исследованию логистики и управления цепочками снабжения при Институте развития Китая, а также китайской компании «Чайна Мерчантс Групп».

Реализация данной программы включает 51 мероприятие. В том числе она предусматривает развитие контейнерных перевозок в рамках реализации инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», разработку мер по сокращению простоя вагонов при проведении контрольных операций с грузовыми поездами, работку и внедрение новых технологий, технических и информационных ресурсов, связанных с ускорением пропуска контейнерных поездов в направлении Китай-Европа и т. д.

Также заявлено о необходимости проведения гибкой тарифной политики для обеспечения конкурентоспособности перевозок грузов железнодорожным транспортом, что, как отмечают в Минтрансе, потребует пересмотра нынешних тарифов. Судя по всему, потенциал для роста здесь есть. В 2015 году объем контейнерных перевозок в сообщении КНР — Западная Европа вырос в 2 раза и достиг 45 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. Неслучайно также появилось представительство ООО «Белинтертранс-Германия» в Пекине.

В этой связи следует заметить, что вскоре после запуска инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) Китай стал настойчиво заявлять о целесообразности заключения соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ) со странами, прилегающими к ЭПШП. Как известно, Китай является крупным потенциальным партнером ЕАЭС. Сейчас ЕАЭС и Китай проводят многостороннюю работу по созданию торгово-экономического партнерства. Правда, пока не все страны ЕАЭС готовы к преференциальному режиму торговли с Китаем.

В начале июля 2016 года первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев сообщил журналистам в кулуарах встречи министров торговли G20 по итогам переговоров с министром коммерции КНР Гао Хучэном, что Россия и Китай на уровне министерств обсудили создание преференциальных соглашений по торговле товарами, услугами и инвестициям в двустороннем порядке, а также в рамках ЕАЭС. «Мы изучаем возможности создания преференциальных соглашений по торговле товарами с точки зрения сроков и товарных групп. Результаты переговоров трудно предугадать, так как евразийская пятерка имеет разные представления о преференциях», — признал А.Лихачев.

По его словам, все страны высказались за уплотнение торгово-экономического сотрудничества в рамках Евразийского партнерства, однако не все готовы к созданию зоны свободной торговли с Китаем. Он не стал уточнять, какие страны выступают против, но заметил, что речь идет не о России.

В свою очередь транспортники Беларуси, России и Казахстана недавно обсудили проект развития совместных транспортных коридоров, — речь, в частности, шла о строительстве отрезка автомагистрали трансконтинентального транспортного коридора Китай — Западная Европа через Казахстан, Россию и Беларусь. Изначально предполагалась, что маршрут магистрали «Меридиан» соединит Казахстан и Беларусь через южную часть России путем вхождения в трассу М1 на границе Беларуси. Однако белорусская сторона предложила для стыковки еще две трассы: М4 и М10. Она рассчитывает в процессе дальнейших трехсторонних переговоров решить этот вопрос в свою пользу.

Для справки

Маршрут сухопутного «Шелкового пути» пройдет через Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Иран, Ирак, Турцию, Болгарию, Молдову, Украину, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Нидерланды, Бельгию, Францию, Швейцарию и закончится в Италии.

Источник: Белрынок

Наши новости в Telegram

Комментарии