Проект создан при поддержке
портала грузоперевозок transinfo.by
Опубликовано 16.05.2016, 10:02
Показатели рентабельности перевозок в Беларуси едва отрываются от нулевой отметки (в 2015 г. – 3,2 процентных пункта). Это не оставляет большинству транспортных предприятий шансов для обновления автопарков. На фоне увеличения затрат и сокращения доходов транспортных компаний происходит постепенное старение автомобильной техники. Ограниченные в инвестиционных возможностях, перевозчики могли бы прибегнуть к помощи заемных средств. Но ставки по кредитам кусаются, а что касательно лизинга?
Ассоциация лизингодателей Беларуси обнародовала ежегодный рейтинг за 2015 г. и одновременно представила деловому сообществу анализ ситуации, складывающейся на рынке.
Сегодня на белорусском рынке работает 100 лизонгодателей. Все они включены в специальный реестр Нацбанка. В то же время, в рейтинге Ассоциации лизингодателей Беларуси приняли участие 32 компании (включая группы компаний).
Однако такое число участников не сказалось на репрезентативности и объективности полученных данных. На долю членов Ассоциации приходится почти 81,5% объема лизингового портфеля и 87% объема нового бизнеса по рынку лизинга Беларуси в целом (в сегменте лизинговых компаний без учета банков-лизингодателей). Оба показателя являются одними из ключевых для понимания происходящего на рынке.
Как следует из отчета, объем нового бизнеса по итогам 2015г. составил почти 6,5 трлн. руб., или 369 млн. евро по средневзвешенному курсу. Снижение показателя по сравнению с предыдущим годом составило 831 млрд. руб., или 11%. Снижение объема нового бизнеса, пересчитанное в евро, более ощутимое, оно составило 32% (171 млн. евро).
Объем нового бизнеса по итогам 2015г. составил 0,7% к ВВП, 3,1% к инвестициям в основной капитал и 9,2% к затратам на приобретение машин, оборудования, транспортных средств. Всего в прошлом году было заключено 36 555 договоров (из них 29988 – с физическими лицами).
В 2015г. десятью белорусскими банками заключено договоров финансовой аренды (лизинга) на сумму 591,6 млрд. руб., из них в национальной валюте— на сумму 369,3 млрд. руб. (62,4%). Стоимость заключенных банками договоров лизинга выросла на 11% по сравнению с 2014г. Рыночная ниша банков составила 5,3% от общей суммы заключенных договоров лизинга.
Как и в предыдущие годы, основную массу заключенных договоров составляли договоры финансового лизинга.
Александр ДЕДКОВ, начальник отдела регулирования лизинговой деятельности Управления регулирования небанковских операций Нацбанка, анализируя ситуацию, отметил:
– Я не стал бы делать из этого трагедию: снижение вполне объяснимо сложной экономической ситуацией в стране, внешними факторами и так далее. Для сравнения в России – в соответствии с обзором Рейтингового агентства «Эксперт» – падение объема нового бизнеса лизинговых организаций за тот же период составило 20 процентов. При этом, если бы наши восточные соседи не реализовывали государственные программы по поддержке отечественного автотранспорта и не финансировали проекты приобретения различных видов транспорта, то падение могло бы составить и все 40 процентов. В Беларуси же никакие дополнительные финансовые государственные механизмы на ситуацию не влияли…
Но стоит ли смотреть в столь узком географическом разрезе? Сергей Шиманович, директор ассоциации и Александр Цыбулько, председатель Правления Белорусского союза лизингодателей констатируют: второй раз за все годы наблюдений происходит падение объема нового бизнеса. Первое серьезное падение отрасль ощутила в 2009 г. Однако основное отличие падения рынка лизинга в 2015-м от падения 2009 г. заключается в том, что семь лет назад из-за мирового финансово-экономического кризиса «просели» все – и европейские, и заокеанские лизингодатели. В этот раз снижение объема нового бизнеса произойдет вероятнее всего в Беларуси, России, Украине и некоторых других странах бывшего Советского Союза. В то же время, по предварительным данным, европейский и американский рынки лизинга покажут умеренный рост.
Первая пятерка лизинговых компаний по показателю объема нового бизнеса очень сильно перекликается с обладателями первых пяти мест главного рейтинга. Лучшие результаты по показателю «Сумма новых договоров лизинга» продемонстрировали:
Лизинговый портфель организаций (суммарный объем обязательств лизингополучателей на конкретную дату), входящих в реестр Нацбанка, на 1 января 2016г. составил 24,5 трлн. руб. На начало текущего года действующими оставались 65 369 договоров. Лизинговый портфель банковна ту же дату составил 1 416 млрд. руб.
Суммарный лизинговый портфель компаний и банков составил 25 955 млрд. руб., что на 32% больше по сравнению с 1 января 2015г. Существенный рост лизингового портфеля при падающем объеме нового бизнеса объясняется тем, что в предыдущие годы до 75% договоров лизинга номинировалось в валюте и любое изменение курса рубля приводило к переоценке обязательств. По этому показателю, как считают представители Нацбанка, у белорусского лизинга положение лучше, чем у российского.
Сумма просроченной задолженности на конец 2015 г. составила 4,1% к сумме начисленных платежей и 1,7 % к величине лизингового портфеля, несколько увеличившись к соответствующим показателям на начало года – 2,8 % и 1,2 %.
Особое внимание потенциальных лизингополучателей стоит обратить на 5 лизинговых компаний с нулевой долей просроченной задолженности: ОАО «Агролизинг», ЗАО «БПС-лизинг», ООО «Открытая линия», ОАО «Промагролизинг», ЗАО «СОЛАРЛИЗИНГ».
Последняя компания в приведенном списке – новичок рейтинга, участвует в нем первый раз. Судя по имеющимся данным, специализируется она именно на грузовой технике. Так, в общем объеме инвестиций компании грузовой автотранспорт составлял в 2015 г. почти 95 %. Еще около 5 % занимали «Машины и оборудование».
Поскольку приведены данные по просроченной задолженности, необходимо «закрыть» тему финансовой устойчивости. Поможет сделать это ранжирование лизинговых компаний по «Взвешенному показателю финансовой устойчивости». Для этих целей учитывалось сразу несколько показателей, а именно коэффициент финансового левериджа (соотношение заемных и собственных средств), участие собственным капиталом в финансировании лизинговых проектов и доля просроченной задолженности. Здесь первая пятерка выглядит следующим образом:
Но давайте посмотрим, что происходит в сфере лизинга грузового автотранспорта. Лидерами здесь стали:
Первое место в общем рейтинге Ассоциации лизингодателей Беларуси заняло впервые за последние пять лет ОАО «Промагролизинг». Заметим, основным акционером этого лизингодателя является ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
Второе место в рейтинге заняло ООО «АСБ Лизинг», прошлогодний лидер. А вот СООО «Райффайзен-Лизинг» наоборот, поднялось в рейтинге на 1 строчку вверх и переместилось с четвертой позиции (в 2014 г.) на третью (по итогам 2015 г.). Такой же путь – на одну ступеньку вверх – проделало СООО «РЕСО-БелЛизинг», занявшее в нынешнем рейтинге четвертое место. ЗАО «ГЛОБАЛ лизинг» для того, чтобы попасть на пятое место, сделало скачок в девять (!) позиций.
Источник: Transinfonews.by, Вячеслав Садковский
Комментарии