Поможет ли лизинг обновить автопарк перевозчиков Беларуси?

Опубликовано 16.05.2016, 10:02

Показатели рентабельности перевозок в Беларуси едва отрываются от нулевой отметки (в 2015 г. – 3,2 процентных пункта). Это не оставляет большинству транспортных предприятий шансов для обновления автопарков. На фоне увеличения затрат и сокращения доходов транспортных компаний происходит постепенное старение автомобильной техники. Ограниченные в инвестиционных возможностях, перевозчики могли бы прибегнуть к помощи заемных средств. Но ставки по кредитам кусаются, а что касательно лизинга?

Ассоциация лизингодателей Беларуси обнародовала ежегодный рейтинг за 2015 г. и одновременно представила деловому сообществу анализ ситуации, складывающейся на рынке.

Сегодня на белорусском рынке работает 100 лизонгодателей. Все они включены в специальный реестр Нацбанка. В то же время, в рейтинге Ассоциации лизингодателей Беларуси приняли участие 32 компании (включая группы компаний).

Однако такое число участников не сказалось на репрезентативности и объективности полученных данных. На долю членов Ассоциации приходится почти 81,5% объема лизингового портфеля и 87% объема нового бизнеса по рынку лизинга Беларуси в целом (в сегменте лизинговых компаний без учета банков-лизингодателей). Оба показателя являются одними из ключевых для понимания происходящего на рынке.

Объемы нового бизнеса на рынке лизинга Беларуси

Объем нового бизнеса в 2015 году в евро снизился на 32% до 171 млн. евро.

Как следует из отчета, объем нового бизнеса по итогам 2015г. составил почти 6,5 трлн. руб., или 369 млн. евро по средневзвешенному курсу. Снижение показателя по сравнению с предыдущим годом составило 831 млрд. руб., или 11%. Снижение объема нового бизнеса, пересчитанное в евро, более ощутимое, оно составило 32% (171 млн. евро).

Объем нового бизнеса по итогам 2015г. составил 0,7% к ВВП, 3,1% к инвестициям в основной капитал и 9,2% к затратам на приобретение машин, оборудования, транспортных средств. Всего в прошлом году было заключено 36 555 договоров (из них 29988 – с физическими лицами).

В 2015г. десятью белорусскими банками заключено договоров финансовой аренды (лизинга) на сумму 591,6 млрд. руб., из них в национальной валюте— на сумму 369,3 млрд. руб. (62,4%). Стоимость заключенных банками договоров лизинга выросла на 11% по сравнению с 2014г. Рыночная ниша банков составила 5,3% от общей суммы заключенных договоров лизинга.

Как и в предыдущие годы, основную массу заключенных договоров составляли договоры финансового лизинга.

Александр ДЕДКОВ, начальник отдела регулирования лизинговой деятельности Управления регулирования небанковских операций Нацбанка, анализируя ситуацию, отметил:

– Я не стал бы делать из этого трагедию: снижение вполне объяснимо сложной экономической ситуацией в стране, внешними факторами и так далее. Для сравнения в России – в соответствии с обзором Рейтингового агентства «Эксперт» – падение объема нового бизнеса лизинговых организаций за тот же период составило 20 процентов. При этом, если бы наши восточные соседи не реализовывали государственные программы по поддержке отечественного автотранспорта и не финансировали проекты приобретения различных видов транспорта, то падение могло бы составить и все 40 процентов. В Беларуси же никакие дополнительные финансовые государственные механизмы на ситуацию не влияли…

Но стоит ли смотреть в столь узком географическом разрезе? Сергей Шиманович, директор ассоциации и Александр Цыбулько, председатель Правления Белорусского союза лизингодателей констатируют: второй раз за все годы наблюдений происходит падение объема нового бизнеса. Первое серьезное падение отрасль ощутила в 2009 г. Однако основное отличие падения рынка лизинга в 2015-м от падения 2009 г. заключается в том, что семь лет назад из-за мирового финансово-экономического кризиса «просели» все – и европейские, и заокеанские лизингодатели. В этот раз снижение объема нового бизнеса произойдет вероятнее всего в Беларуси, России, Украине и некоторых других странах бывшего Советского Союза. В то же время, по предварительным данным, европейский и американский рынки лизинга покажут умеренный рост.

Первая пятерка лизинговых компаний по показателю объема нового бизнеса очень сильно перекликается с обладателями первых пяти мест главного рейтинга. Лучшие результаты по показателю «Сумма новых договоров лизинга» продемонстрировали:

  • ОАО «Промагролизинг» (1-е место);
  • СООО «Райффайзен-Лизинг» (2-е место);
  • ООО «АСБ Лизинг» (3-е место);
  • ЗАО «ГЛОБАЛ лизинг» (4-е место);
  • СООО «РЕСО-БелЛизинг» (5-е место).

Лизинговый портфель по итогам года

Суммарный объем обязательств лизингополучателей компаний и банков на 1 января 2016 года, что на 32% больше по сравнению с 1 января 2015 года.

Лизинговый портфель организаций (суммарный объем обязательств лизингополучателей на конкретную дату), входящих в реестр Нацбанка, на 1 января 2016г. составил 24,5 трлн. руб. На начало текущего года действующими оставались 65 369 договоров. Лизинговый портфель банковна ту же дату составил 1 416 млрд. руб.

Суммарный лизинговый портфель компаний и банков составил 25 955 млрд. руб., что на 32% больше по сравнению с 1 января 2015г. Существенный рост лизингового портфеля при падающем объеме нового бизнеса объясняется тем, что в предыдущие годы до 75% договоров лизинга номинировалось в валюте и любое изменение курса рубля приводило к переоценке обязательств. По этому показателю, как считают представители Нацбанка, у белорусского лизинга положение лучше, чем у российского.

Финансовая устойчивость и просроченная задолженность

Сумма просроченной задолженности на конец 2015 г. составила 4,1% к сумме начисленных платежей и 1,7 % к величине лизингового портфеля, несколько увеличившись к соответствующим показателям на начало года – 2,8 % и 1,2 %.

Особое внимание потенциальных лизингополучателей стоит обратить на 5 лизинговых компаний с нулевой долей просроченной задолженности: ОАО «Агролизинг», ЗАО «БПС-лизинг», ООО «Открытая линия», ОАО «Промагролизинг», ЗАО «СОЛАРЛИЗИНГ».

Последняя компания в приведенном списке – новичок рейтинга, участвует в нем первый раз. Судя по имеющимся данным, специализируется она именно на грузовой технике. Так, в общем объеме инвестиций компании грузовой автотранспорт составлял в 2015 г. почти 95 %. Еще около 5 % занимали «Машины и оборудование».

Поскольку приведены данные по просроченной задолженности, необходимо «закрыть» тему финансовой устойчивости. Поможет сделать это ранжирование лизинговых компаний по «Взвешенному показателю финансовой устойчивости». Для этих целей учитывалось сразу несколько показателей, а именно коэффициент финансового левериджа (соотношение заемных и собственных средств), участие собственным капиталом в финансировании лизинговых проектов и доля просроченной задолженности. Здесь первая пятерка выглядит следующим образом:

  • ИООО «Микро Лизинг» (1-е место);
  • ЗАО «СОЛАРЛИЗИНГ» (2-е место);
  • ООО «Терализинг» (3-е место);
  • СООО «РЕСО-БелЛизинг» (4-е место);
  • ОАО «Агролизинг» (5-е место).

Лизинг грузового автотранспорта

Но давайте посмотрим, что происходит в сфере лизинга грузового автотранспорта. Лидерами здесь стали:

  • ОАО «Промагролизинг» (1-е место);
  • СООО «Райффайзен-Лизинг» (2-е место);
  • ООО «Риетуму-Лизинг» (3-е место);
  • группа компаний «Активлизинг» (4-е место);
  • ЗАО «СОЛАРЛИЗИНГ» (5-е место).

Итоговый рейтинг

Первое место в общем рейтинге Ассоциации лизингодателей Беларуси заняло впервые за последние пять лет ОАО «Промагролизинг». Заметим, основным акционером этого лизингодателя является ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

Второе место в рейтинге заняло ООО «АСБ Лизинг», прошлогодний лидер. А вот СООО «Райффайзен-Лизинг» наоборот, поднялось в рейтинге на 1 строчку вверх и переместилось с четвертой позиции (в 2014 г.) на третью (по итогам 2015 г.). Такой же путь – на одну ступеньку вверх – проделало СООО «РЕСО-БелЛизинг», занявшее в нынешнем рейтинге четвертое место. ЗАО «ГЛОБАЛ лизинг» для того, чтобы попасть на пятое место, сделало скачок в девять (!) позиций.

Источник: Transinfonews.by, Вячеслав Садковский

Наши новости в Telegram

Комментарии