Все о платных дорогах Беларуси: кто должен, сколько, есть ли альтернатива

Опубликовано 26.10.2022, 13:56

В Беларуси 1787 км платных дорог. Вот все участки:

  • Брест — Минск — граница России (M–1/E 30);
  • Минск — Национальный аэропорт Минск (М–2);
  • Минск — Витебск (М–3);
  • Минск — Могилев (М–4);
  • Минск — Гомель (М–5/Е 271);
  • Минск — Гродно — граница Польши (М–6/Е 28);
  • Минск — Ошмяны — граница Литвы (М–7/Е 28);
  • Минск — Дзержинск (Р–1);
  • Витебск — граница России (Р–21);
  • Минск — Микашевичи (Р–23);
  • Минск — Молодечно — Нарочь (Р–28);
  • Гродно — Барановичи (Р–99).

В отличие от Казахстана, о платных дорогах которого мы подготовили полный отчет, расширения сети дорог, за проезд по которым надо платить, в краткосрочной перспективе не планируется

Кто платит?

За проезд по платным дорогам в Беларуси обязаны платить владельцы всех транспортных средств технически допустимой общей массой более 3,5 тонн.

Исключения:

  • транспортные средства массой не более 3,5 тонны, зарегистрированные на территории государств — членов ЕАЭС;
  • транспортные средства массой не более 3,5 тонны, которые физлица ввезли на таможенную территорию ЕАЭС либо приобрели в государствах — членах ЕАЭС и ввезли в Беларусь, — в течение 10 дней со дня их выпуска таможенными органами в целях обращения на таможенной территории ЕАЭС либо со дня их приобретения;
  • мопеды и мотоциклы;
  • колесные тракторы и самоходные тракторы, зарегистрированные в Беларуси;
  • лесные тракторы и самоходные машины, зарегистрированные в Беларуси;
  • транспортные средства с выданными в иностранном государстве временными (транзитными) регистрационными знаками, приобретенные индивидуальными предпринимателями или юрлицами Беларуси в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление и ввезенные на территорию Беларуси;
  • транспортные средства оперативного назначения;
  • транспортные средства, которые используют в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка;
  • маршрутные транспортные средства, которые осуществляют городские перевозки пассажиров;
  • транспортные средства, которые используют для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • транспортные средства, которые используют для перевозки грузов гуманитарной помощи населению Беларуси и других государств.

Как оплачивать?

С 2013 года в Беларуси действует электронная система BelToll — для оплаты за проезд по автодорогам страны. Перед началом поездки необходимо зарегистрироваться в системе и создать счет, с которого будут списывать средства.

Необходимо приобрести и закрепить на лобовом стекле машины бортовое устройство. Оно взаимодействует с порталами, которые стоят вдоль платных дорог. Сумма списывается в движении, автоматически, при движении по любой из полос.

Возможна предоплата или оплата по факту.

В первом случае необходима регистрация в пунктах обслуживания клиентов и отдельный договор на каждое транспортное средство. Это удобно для организаций, в автопарке которых не больше 5 машин, а платными дорогами они пользуются редко

Способы оплаты:

  • наличными — только в белорусских рублях;
  • банковскими пластиковыми карточками — VISA, MasterCard, Белкарт, Мир;
  • топливной картой — Белоруснефть, Берлио, E100.

Необходимо контролировать баланс бортового устройства. Когда оно просигнализирует о низком балансе, надо пополнить его в пунктах обслуживания, расположенных на трассе.

Процедура регистрации в режиме предоплаты

  1. Посетить любой из пунктов обслуживания с документами:
  • оригинал или копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя (не требуется для физических лиц);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя (если обращается представитель);
  • свидетельства о регистрации транспортного средства – оригинал или копия для юридических лиц и оригинал для физических лиц;
  • документ, подтверждающий экологический класс транспортного средства, — при его наличии (оригинал или копия).

Если документы на иностранном языке, необходим перевод на русский или белорусский язык.

  1. Подписать договор.
  2. Внести залоговую стоимость бортового устройства:
  • 20 евро для транспортного средства с массой не более 3,5 тонн;
  • 50 евро для транспортного средства с массой более 3,5 тонн.

Вносится в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Беларуси на день оплаты.

  1. Пополнить счет бортового устройства в белорусских рублях. Минимальный размер предоплаты — 25 евро, максимальный размер остатка средств предоплаты — 350 евро.
  2. Получить персонализированное бортовое устройство в пункте обслуживания клиентов и установить его на транспортном средстве.

Процедура регистрации в режиме постоплаты

Совершается через эмитента топливной карты — Белоруснефть, Берлио, Е100, ПЭК «Белавтострада». Рекомендуется для компаний с парком более 10 автомобилей.

Преимущества:

  • один контракт на весь парк автомобилей;
  • не надо останавливаться в пунктах обслуживания и пополнять счет бортового устройства;
  • оплата проезда и залоговой стоимости бортового устройства будет осуществляться посредством топливной карты.
  1. Зарегистрировать транспортные средства у своего эмитента топливной карты (лично в офисе либо на их сайте).
  2. Передать эмитенту вашей топливной карты следующий комплект документов:
  • свидетельство о государственной регистрации юрлица или индивидуального предпринимателя (оригинал или копия);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя;
  • свидетельства о регистрации транспортного средства (оригинал или копия) на все регистрируемые автомобили;
  • документ, подтверждающий экологический класс транспортного средства, – при его наличии (оригинал или копия).
  1. Получить персонализированное бортовое устройство в любом пункте обслуживания и установить его на лобовое стекло машины.

Важно: размер платы — произведение тарифа за один километр, установленного для соответствующей категории транспортного средства, и протяженности в километрах расчетного сегмента.

Плата за проезд взимается в белорусских рублях, исходя из установленных тарифов в евро по официальному курсу Нацбанка на дату оплаты. Проложить маршрут и посчитать затраты можно на калькуляторе.

А если не платить?

Контроль за взимание платы за проезд возложен на ГУ «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций». Система передана в оперативное управление ГУ «Белавтострада», обеспечение работы осуществляет ИООО «Капш Телематик Сервисиз».

При полной или частичное неоплаты сбора за проезд по платным дорогам, транспортная инспекция взимает с водителя штраф:

  • для транспортных средств с массой до 3,5 тонны — от 50 до 100 евро;
  • для транспортных средств с массой более 3,5 тонны — от 130 до 260 евро.

По данным Минтранса, число неоплат снижается.

К слову, инвестиции, вложенные в BelToll, — более 265 млн евро. Система обеспечивает поступление средств в республиканский дорожный фонд. Это поддерживает дороги в хорошем состоянии.

Есть ли альтернатива?

Есть. Указ № 426 от 2012 года «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» предусматривает дороги-дублеры. Они не такие короткие и качественные, но ради экономии можно поехать. К слову, ими пользуются не только владельцы легковых автомобилей, но и некоторые транспортные компании. Есть даже карты для водителей, чтобы знали, по какому маршруту ехать. Говорят, можно неплохо сэкономить.

Платную дорогу обозначает дорожный знак.

Источник: myfin.by

Наши новости в Telegram

Комментарии