Почему протест дальнобойщиков не заканчивается

Опубликовано 20.01.2016, 12:00

Петербургские дальнобойщики снова массово явились в офис оператора системы «Платон» - компании "РТ-Инвест Транспортные системы". Транспондеров, необходимых для расчета оплаты за пользование федеральными трассами, как не было, так и нет. Спустя 2 месяца со старта "Платона" в компании "РТ-Инвест Транспортные системы" советуют всем записаться в электронную очередь и ждать, пишет Фонтанка


Грузоперевозчиков предложение записаться в электронную очередь и ждать звонка из офиса компании не устраивает — приборы нужны им для работы немедленно. Два десятка перевозчиков провели в офисе оператора «Платона» около часа, высказывая свои претензии и недоумевая, почему нельзя наладить быструю выдачу транспондеров. Пока они шумели, у стойки администратора курьер одной из транспортных компаний пытался получить транспондеры для 26 грузовиков, давно стоящих в электронной очереди — приборов ждут с 5 декабря.

«Пока ездят по маршрутным картам, но это жутко неудобно, для их оформления пришлось выделить отдельного человека», – объяснил курьер. А один из участников акции, Александр Яценко, рассказал, что встал на очередь еще 15 декабря, но прибора для него нет до сих пор.

Проблемы с «Платоном» возникают в основном у индивидуальных предпринимателей и небольших компаний. Сами протестующие объясняют преимущества крупных компаний тем, что «гиганты» имеют возможность держать диспетчеров для работы с маршрутными картами и нивелировать расходы на оплату сбора за счет объемов перевозок. А мелкие перевозчики, не зарегистрированные в системе «Платон», используют стратегии, одна другой рискованнее. Одни предпочитают не выезжать в рейсы совсем — и держатся за счет старых накоплений или работящих жен. Другие с переменным успехом «воюют» с маршрутными картами. Третьи не платят сбор и продолжают ездить, рассчитывая, что штрафы им не придут.

Депутат ЗакСа Борис Вишневский пришел в офис «РТ-Инвест Транспортные системы» вместе с дальнобойщиками и потребовал предъявить концессионное соглашение, в котором должны быть прописаны условия работы компании. Вышедший к незваным гостям директор Северо-Западного филиала – OOO "РТ-Инвест Транспортные системы" Евгений Пепеляев посоветовал депутату обратиться с запросом в Росавтодор.

Как пояснил Евгений Пепеляев корреспонденту «Фонтанки», в ближайшее время филиал должен получить очередную партию транспондеров — 5 тысяч штук. Очередь на получение прибора ведется в электронном виде, сейчас там зарегистрировано 1300 человек.

«В ближайшие две недели с очередью мы справимся, – обещает Пепеляев. – Первая партия приборов уже выдана».

А пока «РТ-Инвест Транспортные системы» советует водителям и владельцам фур пользоваться альтернативной системой оплаты сбора — через маршрутные карты. Те утверждают, что эта система неудобна и работает со сбоями: фактически, чтобы оформить маршрутную карту, водителю надо иметь под рукой ноутбук и бесперебойный Интернет, а сами маршруты система зачастую прокладывает по дорогам, выезд на которые тяжелым грузовикам запрещен.

Протест дальнобойщиков против введения платы за пользование федеральными трассами, прозванной в народе «сбором Ротенберга», не закончился – перешел в латентную фазу. Волна недовольства поднялась в начале ноября, когда водители и владельцы грузовиков весом свыше 12 тонн осознали, что с середины месяца им придется платить за проезд по трассам по 3,73 рубля за километр.

Штрафы за неуплату сбора были назначены астрономические — 450 тысяч для ООО и 40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей. За повторное нарушение — 1 миллион и 50 тысяч, соответственно. Потом их снизили до 5 тысяч за первое нарушение и 10 тысяч за повторное только с 1 января 2016 года. Перевозчики начали объединяться на народных сходах по всей стране и проводить акции протеста — так называемые «улитки», когда фуры двигались по дорогам колоннами со скоростью 10 км в час, фактически парализуя движение. Не помогло снизить накал страстей даже постановление главы правительства РФ Дмитрия Медведева от 10 ноября. В соответствии с ним ставка сбора была снижена до 1,53 рубля до 29 февраля 2016 года. С 29 февраля 2016 года по 31 декабря 2018 года плата вырастет до 3,06 рубля, после чего остановится на отметке в 3,73 рубля.

29 ноября протестующие из разных регионов выехали в строну Москвы на фурах и легковых автомобилях. Петербуржцев возглавили четверо координаторов: Андрей Бажутин, Сергей Владимиров, Юрий Бубнов и Олег Крутских.

Цель у всех выехавших из регионов была одна: продемонстрировать властям свою решимость перекрыть подъездные пути к столице и устроить настоящую блокаду. При этом к реальным действиям дальнобойщики оказались неготовы. Подкосили протест также отсутствие общей координации и «заслоны» ГИБДД и патрульно-постовых служб на дорогах. Колонны фур останавливали на въезде в каждую область и подолгу проверяли документы и обыскивали машины. В итоге добравшиеся до границ Москвы фуры в начале декабря встали на «южной» (на 91-м километре Каширского шоссе) и «северной» (у гипермаркета «Мега-Химки») стоянках.

Общее число фур координаторы дальнобойщиков назвать затруднялись, но максимальное их число на «южной» стоянке составляло, по оценкам журналистов, 40, по словам самих дальнобойщиков – 60 машин, на «северной» – 20. Фуры были фактически блокированы на стоянках автомобилями ДПС, круглосуточно дежурившими поблизости. Спустя неделю после начала «стояния» лагерь в Химках покинул Олег Крутских, позже из-за разногласий с Бажутиным и Владимировым уехал в Петербург Юрий Бубнов. 10 декабря «южане» попытались выехать со стоянки, чтобы встать в Химках, но путь им преградили патрульно-постовые и полицейские машины. Координатора «южной» стоянки Алексея Ульянова увезли в прокуратуру давать объяснения. После этого инцидента фуры с Каширского шоссе начали разъезжаться по домам, и к 20 декабря «южный» лагерь протестующих фактически перестал существовать.

Лагерь в Химках стоит до сих пор — на данный момент там 12 фур и несколько легковых автомобилей. «Северяне» встретили прямо в лагере Новый год и разъезжаться не собираются. Главный принцип, которого придерживаются в лагере, — сохранять экономический характер протеста, поэтому координаторы Химок отказываются от помощи политических сил любой направленности. Единственное исключение — наклейки с «антиплатоновскими» лозунгами для фур, которые сделал для Химок Алексей Навальный. Главная цель Химок — создать сеть региональных союзов грузоперевозчиков, которые впоследствии объединятся в единую всероссийскую ассоциацию.

Петербуржцы Андрей Бажутин и Сергей Владимиров 10 января выехали в регионы. Они побывали в Петрозаводске, Мурманске и Рязани, где прошли учредительные собрания и были созданы региональные союзы. Очередное собрание пройдет 17 января в Дагестане. Затем Бажутин и Владимиров планируют отправиться в Липецк, Воронеж, Нижний Новгород, Краснодар и Волгоград. В конце января в Москве должна пройти конференция, на которой создадут ассоциацию региональных союзов и выберут лидера.

А пока на стоянке в Химках продолжается размеренная походно-полевая жизнь. Продукты для дальнобойщиков приносят москвичи, деньги на покупку солярки и газовых баллонов присылают на специальный счет сочувствующие из разных городов. Людей в лагере мало, но дальнобойщики в регионах верят, что, пока «Химки стоят», штрафы за неуплату «сбора Ротенберга» нарушителям присылать не будут — потому что это спровоцирует вторую волну протеста, готовым центром которого и станут Химки. Опека сотрудников ДПС ослабла, и в «северный» лагерь даже удалось завести пару новых фур на смену уехавшим. Но с 14 января эта возможность пропала — въезд в лагерь как бы невзначай начали засыпать снегом самосвалы, расчищающие стоянку перед «Мегой». Теперь Химки фактически отрезаны от трассы. Несмотря на то, что координаторы у Химок — питерские, в Петербурге никакой работы со созданию регионального союза не ведется.

«В Петербурге сейчас творится какая-то муть», – говорит Андрей Бажутин. Поход петербургских грузоперевозчиков в офис оператора системы «Платон» в Химках никак не комментируют и не поддерживают в связи с тем, что организатором этого похода стал Юрий Бубнов. Бажутин и Владимиров осуждают его за стремление внести в протест политическую составляющую, «подружиться» с оппозицией и проводить акции, направленные на то, чтобы стать информационным поводом для прессы.

Между тем 27 января в Московском арбитражном суде состоится заседание по обращению Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального с требованием признать концессионное соглашение Росавтодора и оператора системы «Платон», компании «РТ-Инвест транспортные системы», ничтожным, поскольку оно было заключено без конкурса.

Депутат Борис Вишневский намерен направить запросы в Росавтодор и в компанию "РТ-Инвест Транспортные системы" с требованием предоставить текст концессионного соглашения и обеспечить всех нуждающихся транспондерами.

А 18 января петербургские грузоперевозчики планируют подать заявку на митинг против «Платона», который хотят провести 30 января — получается, в один день с созданием всероссийской ассоциации, в составе которой регионального союза от Петербурга, похоже, не будет.

Источник: Фонтанка

Наши новости в Telegram

Комментарии