Британские журналисты выяснили, как в Girteka обращаются с водителями-иностранцами

Опубликовано 11.05.2023, 23:05

Мы публикуем большой переводной текст о том, в каких условиях работают нанятые литовской компанией водители.

Согласно расследованию Observer, работающие на одну из крупнейших в Европе компаний по доставке водители утверждают, что они вынуждены месяцами спать в своих грузовиках. При этом они зарабатывают значительно ниже минимальной заработной платы в большинстве стран, которые посещают.

В серии интервью, проведенных в Бельгии в марте, водители литовского перевозчика Girteka, на которого по некоторым данным работает 19 000 человек по всей Европе, сказали, что они неделями спали в тесных салонах грузовика, часто деля спальное место со вторым водителем.

Они утверждали, что компания не покрывала должным образом расходы на доступ к туалетам и душевым на остановках для отдыха или к парковочным местам, если только не перевозился особенно ценный груз. Водители также говорили, что их штрафовали за интенсивное использование дизельного топлива, в том числе для обогрева своих кабин в холодные ночи.

Украинская история

46-летний Юрий Кривонос начал работать в Girteka в 2018 году. Когда он переехал из Украины в Литву, чтобы устроиться на работу, на здоровье не жаловался. «Всю свою жизнь я занимался спортом, и раньше у меня не было таких проблем. Я не курил и не пил, для меня это было как табу».

Зимой 2020 года, после нескольких месяцев в дороге, он почувствовал недомогание: «Это было во времена ковида. Каждый раз компания просила меня поработать еще немного, и каждый месяц у меня появлялся новый водитель-стажер. Когда вы работаете в одиночку, вы не можете работать много часов, поэтому вам дают стажера. Много времени я работал по ночам, конечно... Все, это отразилось на моем здоровье».

В итоге он потерял сознание от сердечной и почечной недостаточности, был доставлен в больницу в Чехии в канун Рождества и оставался в палате в течение нескольких недель. За тем он обратился к своим работодателям за помощью в возвращении домой. По его словам, вместо того, чтобы организовать машину или частную скорую помощь, его попросили вернуться в Литву на грузовике. Он поехал вместе со стажером, при этом пара должна была забирать грузы в пути. К тому времени, когда Кривонос приехал домой, он был очень болен.

В Girteka говорят, что «не получали никаких медицинских документов, которые указывали бы на необходимость организации специальной перевозки». А расследование инцидента компанией «не выявило никаких доказательств того, что наши рабочие отношения с г-ном Кривоносом привели непосредственно к ухудшению его здоровья».

Штрафы и отсутствие суточных

Кривонос – не единственный сотрудник, который выразил обеспокоенность. The Observer поговорил с более чем 10 другими водителями, работающими на Girteka. Они сказали, что им не дают денег на проживание в гостинице во время рейсов. Поэтому спали в своих грузовиках по дороге, часто деля двухъярусные кровати со вторым водителем.

Большинство из них сказали, что они также готовили еду на небольших газовых плитах, которые они устанавливали внутри кабин или в «складском помещении» под бортом грузовика. Им приходилось платить из своего кармана за пользование душевыми и туалетами, если таковые имеются, в большинстве стран.

Водитель из Беларуси Геннадий сказал, что он провел около трех месяцев в дороге, ночуя в своем грузовике:

- Компания никогда не платит за проживание. Более того она налагала финансовые штрафы на водителей, например, если они использовали больше топлива, чем ожидалось.

Он сказал, что был оштрафован на 450 евро за «использование большого количества топлива».

Максим, также из Беларуси, сказал, что водители иногда включают двигатели, чтобы согреть кабину во время сна. Но он говорит, что это может привести к штрафам:

- Тогда вы теряете топливо, и вам придется за него платить.

Водители говорят, что использование топлива также может повлиять на заработную плату. Они могут зарабатывать больше в день, накапливая баллы «эко-водителя», присуждаемые за топливную экономичность и другие факторы, а использование кондиционера может повредить этому рейтингу.

Все водители, с которыми беседовал Observer, утверждали, что не получали отпускных, даже когда находились в Литве во время обязательных перерывов на отдых между сменами водителя.

Ответ Girteka

В подробном ответе на претензии представитель Girteka сказал, что «мы всегда инструктируем наших водителей возвращаться на базу каждый раз, когда они завершают свой четырехнедельный график вождения. Однако водители сохраняют за собой право отказаться от этого. Мы не можем и не заставляем наших сотрудников возвращаться, если они заявили о своем отказе».

Заработная плата в фирме, по его словам, «соответствует среднему показателю по стране их трудоустройства, а не общему международному уровню».

Что касается топлива, представитель компании сказал: «Любое необъяснимое использование топлива рассматривается как нарушение существующих процедур. В последние годы мы сталкивались с некоторыми злоупотреблениями служебным положением, каждый случай расследуется и рассматривается индивидуально, что приводит к наказанию, пропорциональному масштабу преступления».

Он говорит, что расходы на использование туалетов и душевых во время поездки были включены в суточные. «Помимо зарплаты, каждый из наших водителей получает суточные. Эта суточная норма покрывает расходы во время транспортировки груза».

Все водители имеют право на оплачиваемый ежегодный отпуск, «который составляет около одного месяца в большинстве европейских стран, где они работают, – отметили в компании. – Если они решат сделать более длительный перерыв, нам нужно найти им временную замену, чтобы они продолжали доставлять грузы нашим клиентам. В таких случаях водитель получает отпуск без сохранения заработной платы».

Выйти «в ноль»

Так почему же водители придерживаются условий, которые их не устраивают? Многие заплатили тысячи евро, чтобы получить работу, и поэтому должны попытаться как минимум отбить деньги до возвращения домой. Один водитель Girteka из Кыргызстана сказал, что он потратил 2 тысячи евро, чтобы получить работу.

Другим водителям на границе Бельгии и Нидерландов также пришлось платить агентам, чтобы они помогли подать заявку на работу, и многие из них потратили более 1 000 фунтов стерлингов. Таким образом, уход после того, как они попадут в рейс, маловероятен –  они должны вернуть эти деньги и даже больше, чтобы помочь своим семьям, ожидающим дома. Некоторые говорят о том, что провели два или три месяца в качестве стажера, фактически получая половину зарплаты.

Низкая заработная плата означает, что многие новые водители, как правило, из Центральной Азии –  Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана – заменяют украинцев и белорусов. Белорусы в свою очередь сообщают о трудностях с получением виз в европейские страны, включая Великобританию.

Но жалуются не все. 20-летний Максим, женатый и имеющий детей, сказал, что хотел бы зарабатывать больше, но «это лучше, чем в Беларуси». Он сказал, что планирует работать водителем Girteka в течение двух или трех лет:

- Хочу закончить строительство дома, и после этого я оставлю эту работу.

Он сказал, что дома, управляя молоковозом, он зарабатывал всего 200 евро в месяц. Работая в Girteka, он зарабатывал более 2 100 евро в месяц.

Источник: Observer

Наши новости в Telegram

Комментарии