«Для Беларуси основными экспортными мощностями становятся порты Ленинградской и Мурманской областей»

Опубликовано 3.10.2023, 09:30

Мнение по поводу перестроения транспортно-логистической отрасли в России и Беларуси высказал старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов.

Об экономике под санкциями

Последствия противоправных ограничений, которые Запад ввел против России и Беларуси в расчете подорвать их экономики, оказывают на участников Союзного государства двоякое действие. С одной стороны, многолетняя зависимость от западных товаров, сервисов и технологий, которая сложилась в постсоветский период, не могла не сделать эти санкции достаточно болезненными. Нехватка запчастей, комплектующих, проблемы с сервисным обслуживанием, уход с рынков многих брендов и производителей стали неизбежным итогом в первый период после их введения. С другой стороны, в условиях, когда мировая экономика перестала быть однополярной, расчет на некий сокрушительный эффект от подобных мер был верхом наивности. Опыт таких государств, как Иран или Северная Корея, показывает, что в режиме санкционного давления можно существовать десятилетиями, даже не имея серьезных ресурсов. 

О Китае и шансах для своих

Результатом санкций стало то, что ниши, освободившиеся после ухода западных производителей, начали заполнять другие игроки — прежде всего Китай.
Кроме того, появился новый шанс для отечественных компаний. В России национальная промышленность долгое время находилась в угнетенном состоянии из-за засилья иностранных конкурентов. В Беларуси в данной сфере проводили более жесткую политику, однако она также сталкивалась с трудностями в условиях открытой экономики, где господствовал западный капитал.

О сложных взаимоотношениях со странами ЕС

Евросоюз проводит политику транспортной блокады России и Беларуси: прервано авиационное сообщение, вводятся новые запреты и ограничения в отношении автомобилей. Польша, Литва и Латвия закрыли большую часть погранпереходов на границе с Беларусью, тем самым создав очереди и напряженность на оставшихся пропускных пунктах. Ситуация осложняется тем, что таможня на них работает «в полноги», намеренно затягивая оформление автотранспорта и пропуская через границу менее половины суточной нормы. Запрет для белорусских и российских тягачей работать на территории ЕС привел к необходимости перецепки фур, что также усложнило и без того проблемную логистику. Наконец, блокада Литвой и Латвией грузов из Беларуси сделала невозможным использование их портовой инфраструктуры для доставки белорусской продукции конечным потребителям на мировом рынке.

Порты как выход из ситуации

Для России основными воротами во внешний мир становятся дальневосточные порты. Общая переориентация грузопотоков на Азиатско-Тихоокеанский регион и Китай уже привела к существенному росту нагрузки на транспортную инфраструктуру, прежде всего железнодорожную, Дальнего Востока.

В настоящее время уже ведутся работы по ее усилению и модернизации — электрификации и прокладке вторых путей там, где это необходимо. Прежде всего это относится к Байкало-Амурской магистрали, роль которой в новых обстоятельствах резко возрастает. Что касается Беларуси, то для нее отныне основными экспортными мощностями становятся порты Ленинградской и Мурманской областей.
Это также требует значительного обновления существующей инфраструктуры. В частности, на повестку становится вопрос об электрификации и укладке второго пути на линии между Оршей и Санкт-Петербургом.

 

Источник: rubaltic.ru

Наши новости в Telegram

Комментарии