Как в Беларуси россиянам грузовики продавали — и оставили без денег и без машин

Опубликовано 24.10.2022, 16:47

После введения санкций ЕС в отношении Беларуси дорогая грузовая техника стандарта Евро-5 и Евро-6, которую приобретали для грузоперевозок по Европе, осталась невостребованной. Чинить ее сложно — зарубежные дилеры перестали продавать технику и комплектующие, эксплуатировать негде — на дорогах стран Востока можно обойтись и Евро-2. В последнее время транспортные компании Беларуси начали избавляться от современной техники, предлагая ее российским коллегам. Благодаря интересу покупателей, нескольким гражданам Беларуси удалось обмануть клиентов из России, предлагая и продавая то, чего у них не было.

Как сообщила официальный представитель УСК по Минску Екатерина Гарлинская, в следственном управлении УСК по г. Минску возбуждено уголовное дело в отношении организованной преступной группы, члены которой присвоили в общей сложности 1,9 млн. белорусских рублей.

Дело началось с данных 5 управления ГУБОПиК МВД РБ, по которым группа действовала с 2018 по 2021 годы. Ее создатель — 44-летний выходец из Брестской области привлек к совершению преступлений шестерых мужчин от 26 лет до 41 года.

Под вымышленными анкетными данными на одном из российских сайтов обвиняемые размещали объявления о продаже грузовиков и прицепов по ценам ниже рыночных. Предложения адресовали россиянам и гражданам иных стран, которые проживали в России. Всем им обвиняемые представлялись сотрудниками российской фирмы.

Когда заинтересованные в покупке лица звонили по номерам телефона, указанным в объявлении, их приглашали в минский офис, откуда обещали доставить на площадку с грузовой техникой.

Покупателей «вводили в заблуждение», сообщая лживые сведения о местонахождении грузовиков, их стоимости и технических характеристиках. Осмотреть транспортное средство можно было, подписав договор об оказании услуг, по которому требовалось заплатить 10% от стоимости покупки.

По легенде, машины находились на площадках в Ошмянах и Молодечно. Приехав в один из этих городов, клиент узнавал: грузовик находится на территории ЕС, требуется заключить еще один договор на оказание услуг по его перегону в Беларусь — и заплатить оставшуюся сумму.

Вот только прибывала грузовая техника иных характеристик, дешевле и хуже той, что заказывал российский покупатель. Высокие таможенные платежи и утилизационный сбор, которые требовалось уплатить, делали ее приобретение бессмысленным.

Как ни странно, но и эти сведения были частью игры. Покупателям сообщали, что транспортное средство прибыло в Беларусь по ошибке, его надо вернуть предыдущему владельцу, а машина, указанная в договоре, придет взамен. Расстроенным клиентам даже обещали вернуть уплаченные деньги, если их не устроит сделка.

Многие шли до конца. Обвиняемые консультировали их о порядке предоставления документов в таможенный орган для возврата грузовика или же получали доверенность и занимались оформлением самостоятельно. А когда грузовик покидал территорию Беларуси, исчезали и продавцы — разумеется, с деньгами.

Следствие получило доказательства более 50 эпизодов преступной деятельности членов организованной группы. В настоящее время им предъявлены обвинения по ч.4 ст.209 УК РБ — «Мошенничество, совершенное организованной преступной группой, в особо крупном размере». Пятеро обвиняемых находятся под стражей, двое — на домашнем аресте.

Наши новости в Telegram

Комментарии