С 2021 года изменяются правила грузоперевозок с Великобританией из-за брексита

Опубликовано 17.12.2020, 10:28

Международный союз автомобильного транспорта (IRU) сообщил, что с 1 января 2021 года операции на внешней границе Великобритании будут производиться в полном объеме в качестве суверенного государства. Независимо от результатов текущих переговоров с ЕС, в отношении перемещения товаров между Великобританией и ЕС будут установлены меры контроля и выполняться соответствующие таможенные формальности, сообщает БАМАП

В целях информирования перевозчиков об условиях въезда/выезда в/из Великобритании с 1 января 2021 года, компетентные органы Великобритании выпустили подробное руководство для перевозчиков на 14 языках, в том числе на русском языке.

Также теперь доступна онлайн новая британская система проверки грузовых автомобилей с информацией для водителей о документах, необходимых для выезда из Великобритании. Водители могут использовать систему для регистрации для получения разрешения на доступ в графство Кент, которое является обязательным для всех грузовых автомобилей, выезжающих из Великобритании через порты в Кенте.

С точки зрения транзита, Великобритания присоединилась к Конвенции о процедуре общего транзита (CTC) в качестве самостоятельной договаривающейся стороны и, таким образом, в рамках этой новой структуры может продолжить использовать Новую компьютеризированную транзитную систему ЕС (NCTS). В то же время Великобритания также является Договаривающейся стороной Конвенции МДП, что означает, что с 1 января 2021 года процедура МДП становится полностью применимой и может использоваться для любых транзитных операций между Великобританией и ЕС в качестве альтернативы процедуре CTC.

ПРОЦЕДУРЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

С целью подготовки бизнеса к серьезным изменениям, правительство Великобритании опубликовало «Пограничную операционную модель» (BOM), которая содержит подробную информацию о ряде ключевых транспортных вопросов и на сегодняшний день является наиболее полным источником информации о новых процедурах, применимых к перевозкам товаров по территории Великобритании с 1 января 2021 года. На веб-сайте gov.uk также доступны пошаговые инструкции относительно импорта и экспорта (хотя они в основном представляют интерес для британских импортеров и экспортеров, они также могут быть полезны для транспортных операторов с целью подготовки их перевозок должным образом).

Следует отметить, что при перемещении товаров между ЕС и Великобританией через Северную Ирландию будет применяться особая процедура. Хотя Северная Ирландия будет полноценной частью таможенной зоны Великобритании, правила, применимые к некоторым товарам, останутся полностью согласованными с законодательством ЕС. Никакие проверки не будут применяться на границе между Республикой Ирландия и Северной Ирландией, но для ряда операций потребуются таможенные формальности, и будут проводиться проверки товаров, перемещающихся между Великобританией и Северной Ирландией. Подробную информацию можно найти здесь.

Ниже приведены основные сведения о новых британских процедурах, которые повлияют на перемещение товаров (в том числе по процедуре МДП) между ЕС и Великобританией. В качестве общего комментария необходимо отметить, что ЕС с самого начала введет полный пограничный контроль для всех перемещений товаров в отношении Великобритании. В то время как правительство Великобритании, признавая влияние коронавируса на способность бизнеса подготовиться к Brexit, приняло решение ввести новый пограничный контроль при импорте товаров в три этапа до июля 2021 г., как описано далее.

1. Импорт товаров

a) Основные меры контроля с 1 января 2021 года:

- При импорте товаров с использованием МДП или CTC необходимо будет соблюдать все транзитные процедуры.

- Декларации надежности и безопасности Великобритании (SSD) будут временно отменены в отношении импорта до 1 июля 2021 года.

- На импорт стандартных товаров будет распространяться 6-месячная отсрочка в отношении представления полной таможенной декларации в Великобритании.

- Однако для контролируемых товаров потребуются полные таможенные декларации (полный список можно найти по ссылке: https://www.gov.uk/guidance/list-of-goods-importedinto-great-britain-from-the-eu-that-are-controlled), а также подакцизных товаров, таких как алкоголь и табачные изделия.

- Потребуются ветеринарные свидетельства для живого скота, а физический осмотр будет проводиться в пункте назначения.

- Требование о предварительном уведомлении и фитосанитарный сертификат будет требоваться на этом этапе только для «высокоприоритетных» растений и растительных продуктов. Физическая проверка таких продуктов может проводиться в пункте назначения в Великобритании. С исчерпывающим списком «высокоприоритетных» растений и растительных продуктов можно ознакомиться по ссылке: https://www.gov.uk/guidance/importing-and-exporting-plants-and-plant-products-from-1-january2021.

- Импортеры в Великобритании должны будут соблюдать новые требования санитарного и фитосанитарного контроля и должны будут предварительно уведомить о некоторых растительных и животных продуктах в новой Системе импорта продуктов питания и кормов для животных (IPAFFS), которая на текущий момент уже функционирует.

b) Дополнительные требования с 1 апреля 2021 года:

- Будет введен дополнительный санитарный и фитосанитарный контроль: потребуется предварительное уведомление о всех регламентируемых растениях и растительных продуктах, и они должны сопровождаться фитосанитарным сертификатом (а не только тех, которые относятся к категории «высокоприоритетных»).

- некоторые из этих мер контроля, но не все, будут применяться к импорту продуктов животного происхождения, включая продукцию рыболовства и живых двустворчатых моллюсков, продукты питания и корма высокого риска неживотного происхождения, а также растениям и растительным продуктам.

c) Полный контроль с 1 июля 2021 года:

- Необходимо будет представлять SSD.

- Для всех товаров будет необходимо заполнять полную таможенную декларацию.

- На пограничных контрольно-пропускных пунктах Великобритании будет увеличено количество физических проверок и идентификации всех продуктов растительного и животного происхождения.

2. Экспорт товаров

- При экспорте товаров с использованием процедур МДП или CTC необходимо будет соблюдать все транзитные процедуры.

С 1 января для всех товаров будет введен полный контроль таможенных деклараций, включая подачу экспортных деклараций и SSD при выезде из Великобритании.

Разрешение на въезд на территорию графства Кент: во избежание скопления транспорта в районе, расположенном в близости к главному пункту выезда из Великобритании – портом Дувр, власти Великобритании ввели разрешение на въезд в Кент, действующее с 1 января 2021 года. Демо-версия доступна уже сейчас: https://check-an-hgv-is-ready-to-cross-the-border-demo.fbplatform.co.uk/start.

- Сервис является полностью цифровым и бесплатным, и не требует загрузки транспортных документов. Разрешение на въезд в Кент действительно в течение 24 часов. Если срок действия разрешения истекает до въезда в зону графства Кент, транспортный оператор должен подать запрос повторно. Водителя могут остановить и оштрафовать на сумму до 300 фунтов стерлингов и/или не пропустить, если транспортное средство следует в порт Дувр или Евротоннель без разрешения на въезд в Кент. Могут быть проведены проверки соответствия документации и наложены штрафы на тех, кто представил ложную информацию при подаче заявления на получение разрешение на въезд в графство Кент.

Для всех перевозок МДП между Великобританией и ЕС предварительная информация о грузе будет подаваться в NCTS только для территории ЕС (в том числе через приложение TIR-EPD), в то время как для территории Великобритании представление информации не потребуется до 1 июля 2021 года.

3. Сервис учета перемещения грузовых автомобилей (GVMS)

Сервис учета перемещения грузовых автомобилей (GVMS) будет новой системой, внедренной таможней Великобритании (HMRC) для облегчения перемещения товаров, и позволяющей привязать перемещение товаров к декларациям. Ее реализация будет осуществляться поэтапно. С 1 января 2021 года GVMS будет использоваться для автоматизации работы Управления транзитными формальностями (Office of Transit formalities), регистрирующего ввоз товаров на таможенную территорию Великобритании. С 1 января 2021 года GVMS будет в основном использоваться для перевозок товаров между Великобританией и Северной Ирландией, а также для перевозок СТС из ЕС в Великобританию. С 1 июля GVMS также будет применяться к импорту и экспорту из/в ЕС.

Перевозки МДП не будут связаны с использованием системы GVMS по крайней мере до июля 2021 года, и поэтому держателям книжки МДП не нужно будет подавать какие-либо транзитные декларации в Великобритании в рамках этой услуги. Международный союз автомобильного транспорта будет работать с таможней Великобритании по интеграции приложения TIR-EPD в систему GVMS к июлю 2021 года.

4. EORI

Импортеры и экспортеры Великобритании должны будут иметь номер EORI (номер регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов), выданный Великобританией (номер GB EORI). Перевозчикам необходимо будет получить номер GB EORI, чтобы иметь возможность подавать декларации ENS и EXS, или декларацию временного хранения. Для нерезидентов Великобритании номер GB EORI можно получить уже сейчас, сделав запрос на специальном веб-сайте: https://www.gov.uk/eori.

Что касается перевозок МДП, то (на первом этапе) не будет требоваться подавать какое-либо электронное предварительное декларирование в Великобритании. Держателям МДП потребуется номер GB EORI лишь, начиная с июля 2021 года.

ПРОЦЕДУРЫ В ЕС

1. Основные положения

ЕС вводит полный контроль за товарами, вывозимыми с территории Великобритании, начиная с 1 января 2021 года. Товары из Великобритании будут рассматриваться в ЕС как товары, ввозимые с территории третьих стран. Следовательно, таможенные декларации должны подаваться с соблюдением тех же условий, которые применяются на текущий момент для других товаров, неевропейского происхождения. Специальные процедуры будут применяться к товарам, следующим транзитом в период с конца 2020 года в начале 2021 года. Подробную информацию можно найти в документе Генерального директората по налогообложению и таможенному союзу Европейского союза (TAXUD): Инструкция.

В дополнение к указанным выше общим рекомендациям страны ЕС, обеспокоенные значительным объемом перевозок из Великобритании, разработали свои модели пересечения границ, направленные на оцифровку процедур и предотвращение заторов.

2. Пограничные процедуры – выезд/въезд через Францию (Кале)

Французские органы власти разработали систему Smart Border, основанную на трех основных принципах:

- Заблаговременное совершение таможенных процедур до прибытия на границу путем передачи водителю штрих-кода таможенной декларации.

- Идентификация транспортного средства и штрих-кода таможенной декларации для перевозимых товаров.

- Автоматическая отправка уведомлений о пересечении границы таможенному декларанту во избежание остановки грузового автомобиля.

Цифровая платформа Logistics Envelope (логистический конверт) для подачи необходимой информации будет доступна с 1 января 2021 года. Транспортным операторам необходимо будет ответить на вопросы, и на основе ответов система направит транспортное средство к нужному выходу. Логистический конверт позволяет операторам и перевозчикам объединять несколько деклараций под одним штрих-кодом, облегчая и ускоряя таможенное оформление. Он генерируется через платформу, доступную на французском и английском языках, как через компьютер, так и через мобильное устройство, и которая не требует аутентификации. Он может быть создан и использован как декларантом, так и перевозчиком.

Процедура «привязки» направлена на упрощенное объединение:

- Номерных знаков (переднего / заднего для грузовика и заднего для несопровождаемого прицепа).

- Таможенной декларации (и) или логистического конверта.

- Типа перевозимого груза.

Оператор заранее готовит свои таможенные декларации, создавая их до своего прибытия на границу. Декларация сканируется и увязывается с номерным знаком и содержимым транспортного средства, которое декларируется по прибытии. Данные отправляются в таможенные приложения для анализа.

Процедура МДП хорошо интегрирована в эту модель. При выполнении процедуры «привязки» держатель книжки МДП должен указать, что он едет по процедуре МДП (он должен ответить «да» на следующий вопрос «Используете ли вы карнет TIR / АТА?»). Этой информации будет достаточно для ориентирования транспортного средства в порту, при этом штрих-код предъявлять не нужно.

3. Пограничные процедуры – выезд/въезд через Нидерланды

Основой нидерландского решения для Brexit является предварительное цифровое уведомление о таможенных документах терминалов через Систему портового сообщества Portbase. Оно обязательно на всех паромных терминалах и на большинстве морских терминалов.

Без предварительного цифрового таможенного документа доступ к терминалам не будет предоставлен. Чтобы предотвратить это, транспортер должен использовать базу портов, чтобы заранее проверить, получил ли терминал всю предварительную информацию.

Для использования сервисов Portbase необходимо зарегистрироваться в системе (настоятельно рекомендуется сделать это до 01 января 2021 года). Для регистрации потребуется следующая информация:

- Недавняя выписка из Торгово-промышленной палаты (давность документа не более 6 месяцев).

- Подпись полномочного представителя.

- Номер регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов (EORI) (применяется только для уведомлений об экспортной документации EDI и уведомлений документации об импорте).

- Дебетовая/кредитная карта или банковские реквизиты: для оплаты расходов за подключение. За уведомление документации об импорте также взимается ежемесячная абонентская плата плюс комиссия за транзакцию.

- При подаче заявки на получение системного интерфейса: информация о вашем поставщике программного обеспечения или вашего ИТ-отдела.

Для перевозок МДП серийный номер книжки МДП будет служить уведомлением об экспортной документации (https://support.portbase.com/wp-content/uploads/2020/08/02-PB-MED-Overzichtdocumenttypes-per-terminal-UK_2020.pdf).

Для перевозок МДП из Нидерландов в Великобританию:

- Информация о перевозках МДП должна быть предварительно представлена на терминал Portbase посредством Уведомления об экспортной документации (MED).

- Грузы прибывают и допускаются на терминал, но еще не выпущены на экспорт.

- Водитель идет к таможенному служащему, который оформляет книжку МДП, а также завершает европейский транзит в NCTS в качестве таможенного пункта выезда.

- Затем таможня выдает уведомление об отслеживании, которое разблокирует перемещение груза через терминал и разрешит его перемещение в Великобританию.

Для перевозок МДП из Великобритании в Нидерланды:

- Грузы прибывают в зону временного хранения – АТО.

- Получатель отправляет сообщение через Portbase, которое ссылается на документ МДП, что не приводит к выпуску в системе терминала.

- Водитель идет к таможенному служащему, который обрабатывает документ и проверяет, есть ли информация о грузе в системе NCTS.

- Если последнее имеет место, таможня выдает уведомление об отслеживании, с помощью которого терминал разблокирует груз, чтобы груз мог его покинуть.

4. Пограничные процедуры – выезд/въезд через Бельгию

В Зебрюгге цифровая система RX/SeaPort объединяет данные, представленные и требуемые всеми сторонами в порту Зебрюгге. Данные регистрируются для импорта и экспорта посредством электронной приемной. Это можно сделать вручную, через связанное соединение для передачи данных или через таможенное программное обеспечение.

Водителям не разрешат подъехать к терминалу Зебрюгге, если таможенные декларации не были предварительно уведомлены через электронную приёмную RX/SeaPort.

RX/SeaPort р подробную информацию об импорте и экспорте через порт Зебрюгге.

В Антверпене предварительное уведомление о таможенных документах осуществляется через систему портового сообщества C-point. Это предварительное уведомление может быть подано экспортером, экспедитором, таможенным агентом или транспортной компанией.

C-point имеет подробную информацию о таможенных процедурах в Антверпене.

Из-за COVID-19 количество операций Ro-Ro ограничено, и они могут быть приостановлены. Актуальную информацию рекомендуется уточнять в паромной компании.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ МДП В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕС

В принципе, процедура МДП между Великобританией и ЕС будет осуществляться в обычном режиме и в соответствии с положениями Конвенции МДП (для Великобритании будет применяться Дополнение к Руководству по транзиту, для ЕС – Руководство по транзиту).

И Великобритания, и ЕС в настоящее время применяют процедуру МДП для перевозок МДП, начинающихся или заканчивающихся в 3-й стране. Единственным существенным отличием с 1 января 2021 года будет введение процедур выезда/въезда как в Великобритании (например, в Дувре), так и в ЕС (например, в Кале). Еще одно важное изменение будет в отношении процедур NCTS. В частности, в то время как для территории ЕС не будет никаких серьезных изменений (т.е. МДП будет сопровождаться транзитной декларацией NCTS), для Великобритании же этого не потребуется (и даже будет невозможно) – параллельно подавать такую декларацию в NCTS. Это означает, что как минимум до 1 июля 2021 года на территории Великобритании будет применяться только бумажная процедура МДП.

1. Перемещение товаров из Великобритании в ЕС (или через ЕС в третьи страны) с использованием процедуры МДП

- Отправление в Великобританию: книжка МДП, сопроводительные документы, транспортное средство и товары предъявляются держателем книжки МДП или его представителем в таможню места отправления в Великобритании (список всех таможенных органов Великобритании, уполномоченных осуществлять процедуру МДП: https://ec.europa.eu/taxation_customs/dds2/col/col_consultation_location.jsp?Lang=en). Эта таможня места отправления обеспечивает необходимый контроль, включая опломбирование транспортного средства, и разрешает транзитную операцию путем проставления штампа на корешке 1 (стр. 1) книжки МДП – начало перевозки МДП на территории Великобритании.

- Перед началом перевозки МДП держатель уже может подать сводную декларацию въезда (ENS) через систему NCTS на таможню первого въезда в ЕС, как описано далее в документе в разделе «Въезд в ЕС».

- Выезд с территории Великобритании: таможня выезда из Великобритании проверяет пломбы и штампует корешок 2 (стр. 2) книжки МДП – прекращение операции МДП на территории Великобритании.

- Примечание: в случае начала процедуры МДП на границе соответствующая пограничная таможня действует как таможня отправления и выезда и ставит штампы на обоих корешках – 1 и 2 книжки МДП.

- Въезд на территорию ЕС: не менее чем за 1 час до прибытия товаров на таможенную территорию Евросоюза с применением процедуры МДП, в таможню первого въезда в Союз должна быть подана сводная декларация въезда (ENS) (например, через приложение TIR-EPD). Эта таможня выполняет оценку рисков, сравнивая данные декларации с критериями риска.

- Таможенная система автоматически подтверждает декларацию и генерирует учетный номер перевозки (MRN). Все держатели МДП, подающие ENS, должны иметь действующий номер EORI, полученный в ЕС (не начинающийся с GB).

- После предъявления транспортного средства, товаров и книжки МДП и после того, как таможня въезда в ЕС проведет необходимый контроль, операция МДП разрешается на территории ЕС и таможня ставит штамп на корешке 1 (стр. 3) книжки МДП – начало операции МДП на территории ЕС.

- Прекращение на территории ЕС: при предъявлении транспортного средства, товаров, книжки МДП и сопроводительных документов компетентная таможня страны назначения в ЕС проверяет проставленные пломбы. После необходимых проверок эта таможня места назначения/выезда закрывает операцию МДП, аннотируя корешок 2 (стр. 4), и возвращает книжку МДП водителю – прекращение действия МДП на территории ЕС.

- Примечание: в случае, если операция МДП должна быть прекращена на границе сразу после въезда, соответствующая таможня въезда в ЕС будет также выступать в качестве таможни места назначения и должна проштамповать оба корешка 1 и 2 (стр. 3 и 4) книжки МДП.

2. Перемещение товаров из ЕС (или через ЕС из третьих стран) в Великобританию с использованием процедуры МДП

Отправление из ЕС: перед началом процедуры МДП на территории ЕС держатель должен отправить «данные транзитной декларации», например, через TIR-EPD (если это еще не сделал грузоотправитель) в таможню места отправления/въезда в Союзе (для этого держателю потребуется действующий европейский EORI). Эта таможня обеспечивает оценку риска операции, сравнивая данные декларации с критериями риска. Таможенная система автоматически подтверждает декларацию и генерирует учетный номер перевозки (MRN).

- После предъявления транспортного средства, товаров, книжки МДП и сопроводительных документов и после того, как таможня места отправления в ЕС проведет необходимый контроль (включая опечатывание транспортного средства), операция МДП разрешается на территории ЕС и таможня штампует корешок 1 книжки МДП – начало операции МДП на территории ЕС.

Выезд из ЕС: при предъявлении транспортного средства, товаров, книжки МДП и сопроводительных документов компетентная таможня выезда в ЕС проверяет проставленные пломбы и использует транзитный MRN для извлечения данных. После необходимых проверок эта таможня места выезда из ЕС закрывает операцию МДП, ставя штамп на корешке 2 – прекращение операции МДП на территории ЕС.

Въезд в Великобританию: книжка МДП, сопроводительные документы, транспортное средство и товары предъявляются держателем книжки МДП или его представителем на таможне въезда в Великобритании. Эта таможня обеспечивает необходимый контроль и разрешает транзитную операцию путем штампования корешка 1 книжки МДП – начало операции МДП на территории Великобритании.

Прекращение в Великобритании: таможня места назначения в Великобритании после необходимого контроля (включая проверку пломб) ставит штамп на корешке 2 книжки МДП – прекращение операции МДП на территории Великобритании.

- Примечание: в случае закрытия книжки МДП на границе соответствующая таможня въезда в Соединенное Королевство также будет действовать в качестве таможни места назначения и проштампует оба корешка 1 и 2 книжки МДП.

Ассоциация «БАМАП» рекомендует транспортным компаниям использовать вышеизложенную информацию при выполнении перевозок с/на территорию Великобритании, а также поделиться ею с контрагентами из ЕС и Великобритании с целью избежания ошибок в оформлении процедуры транзита и экономии времени на пересечение границы.

Источник: БАМАП

Комментарии

Следуйте за нами в социальных сетях