«Тест на находчивость»: что изменилось в логистике России

Опубликовано 1.10.2022, 11:13

Пандемия, санкции, военные действия в Украине, — все это пришло неожиданно и серьезным образом коснулось транспортной сферы. Об основных изменениях на белорусском поле мы недавно рассказывали. Что коснулось российских перевозчиков, на конференции NOVELCO LOGISTICS FORUM 2022 рассказала специалист операционного отдела ООО «Новелко» Анна Ростовцева. Приводим тезисы доклада.

Изменения в российской логистике стартовали с начала военных действий в Украине — 24 февраля, дав начало не только военному, но и экономическому конфликту. Это немедленно отразилось на грузоперевозках.

На работу транспортных компаний повлияло:

  • исчезновение с российского рынка ряда иностранных предприятий, многие из которых были заняты в транспортном секторе;
  • появление санкций и ответов на них российской стороны;
  • сложности работы в банковской сфере, вызванные отключением от SWIFT и санкции, наложенные на ряд банков;
  • нестабильный курс основных валют в апреле-мае 2022 года.

Сложности отразились на работе компаний транспортного сектора. Вот какие финансово-экономические последствия наступили:

  • уменьшилось число внешнеторговых операций с ЕС;
  • торговых партнеров из США, Великобритании, Канады и ЕС стало меньше. Их заместили бизнесмены из стран Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Африки, Центральной и Южной Америки;
  • изменились торговые цепочки;
  • расчетов валютой «недружественных» стран — долларами и евро — стало меньше, на смену пришла альтернатива в виде китайского юаня, индийской рупии, турецкой лиры, дирхама ОАЭ, казахского тенге. Это уже не экзотика, а рабочий инструмент.

На изменение маршрутов перевозок повлияло несколько факторов. Среди них:

  • отказ крупных морских перевозчиков работать с Россией;
  • перераспределение грузопотока — порт Петербурга лишился большей части судов, теперь их принимают порты Дальнего Востока и Новороссийска;
  • возникновение судоходных компаний, которые обслуживают порты Китая, Дальнего Востока, Индии, Вьетнама, Голландии, ОАЭ и др.;
  • затруднились грузоперевозки в/из Европы.
  • экспорт товаров в Турцию серьезно вырос;
  • параллельный импорт получил законный статус и начал расти, достигнув 6,5 млрд долларов;
  • получили развитие новые транспортные коридоры вроде «Север – Юг».

Очевидно, что ряд направлений дает стимул для развития не только отдельных транспортных компаний, но всей сферы. Выросло и продолжает расти количество частных перевозчиков по морю. Предложений от локальных перевозчиков Китая становится больше, растут экспортные поставки, возвращается прежний объем торговли.

От себя добавим: на состояние автопарка неожиданно повлияли продажи грузовиков из Беларуси. Транспортные компании соседней страны были ориентированы на работу со странами ЕС, в связи с чем приобретались новые грузовики Евро 6, на которых можно работать в Шенгенской зоне. После закрытия границы выяснилось, что возить на современных грузовиках грузы некуда и невыгодно — по России можно передвигаться и на старой машине класса Евро 0. А уж если в пути дорогой грузовик сломается, вряд ли кто сможет взяться за его ремонт — сервисные СТО европейских брендов не обслуживают машины в России и Беларуси.

Зато новый грузовик можно продать — в России машины в возрасте до 3 лет пользуются спросом. Так у транспортных компаний обновляется автопарк.

Есть и неожиданности:

  • трафик грузоперевозок через Грузию скоро может остановиться — быстрому переходу мешают пробки на Верхнем Ларсе. Не исключено, что ему найдется замена в виде морского пути по Черному морю, который готова опробовать Армения;
  • до сих пор нет ясности с казахстанским направлением. Задержания грузовиков из-за нарушения разрешительного режима дали повод АСМАП рекомендовать российским перевозчикам воздержаться от поездок до урегулирования ситуации, а МИИР РК — иметь при себе два разрешения, для первоначального и последующего перевозчиков. В результате трафик в Казахстан, по крайней мере, для российских компаний, может снизиться.

В настоящее время транспортный сектор России углубляет экономическое партнерство с Китаем, Индией, Бразилией, Турцией, Египтом, ОАЭ, Ираном и другими странами Азии, Африки и Латинской Америки. Формируется новый рынок логистики, открываются новые перевозчики и маршруты.

По мнению Ростовцевой, логистика превратилась в тест на находчивость. Для многих новых компаний все только начинается, перевозчикам с опытом приходится менять направления и заводить новых контрагентов.

Выиграет тот, что быстрее прочих сориентируется на рынке и успеет стать лидером.

Свяжитесь с нами, если вам это удалось и вы готовы поделиться опытом.

Наши новости в Telegram

Комментарии