Как выбрать перевозчика?  Презентован обновленный рейтинг компаний

Опубликовано 11.10.2021, 16:11

 

BIK Ratings и RTL Expert LAB презентовали собственную методологию и рэнкинг. Как именно составлен рейтинг, рассказывает Дмитрий Данильчук, Исполнительный директор BIK Ratings.

Что происходило с рынком во время пандемии?

Рынок автомобильных перевозок – один из важнейших секторов экономики, который обеспечивает непрерывность торговли товарами. За 2020 год автоперевозчиками Беларуси было транспортировано 159,8 млн тонн груза (на 1,2% меньше уровня 2019 года), грузооборот составил 28,8 млрд тонно-километров (на 0,9% больше уровня 2019 года).

Из динамики данных показателей можно отметить, что:

  • Пандемия COVID-19 хоть и оказала влияние на деятельность автоперевозчиков, но не стала причиной колоссальных потерь
  • При падении объема перевозок наблюдается рост расстояния, на которое были перевезены грузы, что в целом может свидетельствовать об изменениях в цепочках поставок и некоторой переориентации географии перевозок

Наибольшие изменения в своей деятельности претерпели перевозчики Брестской области: объем их перевозок снизился на 12%, а среднее расстояние перевезенного груза увеличилось на 15%. Увеличение среднего расстояния перевезенного груза наблюдалось также среди перевозчиков Витебской и Минской областей. Наименьшее негативное влияние события 2020 года оказали на деятельность компаний Витебской области: объем их перевозок увеличился на 7%.

При этом значительное различие наблюдается в расстоянии перемещения 1 груза в международных и внутренних перевозках. Так, статистика говорит о том, что в международных перевозках груз перемещается в среднем на расстояние около 1 300 км, во внутренних – в среднем около 50 км. Это обуславливает высокое различие в основных структурных показателях функционирования отрасли: на долю международных перевозок в 2020 году пришлось 10% объема перевозок и 75% грузооборота.

На деятельность автоперевозчиков значительное влияние оказывает сезонность. С целью определения наиболее «горячих» месяцев для перевозчиков мы рассчитали среднемесячный объем перевозок и грузооборота в году. Затем мы сравнили фактические значения отдельных месяцев с данными расчетными значениями и получили проценты отклонения. Положительные отклонения (отмечены желтым цветом) говорят о превышении фактического значения над среднемесячным, отрицательные (отмечены синим цветом) – о превышении среднемесячного значения над фактическим.

Ниже представлен график с процентными отклонениями объема перевозок. Можем видеть, что «горячими» месяцами стандартно являются апрель-октябрь (за исключением 2020 года, где в апреле-мае наблюдалось негативное влияние начала пандемии). Т.к. около 90% объема перевозок приходится на внутренние перевозки, мы можем говорить о выявленном сезоне для внутренних перевозчиков.

Отклонения фактических объемов перевозок от среднемесячных, %

На графике процентных отклонений в грузообороте мы можем наблюдать немного другую картину. Уже отсутствует настолько явный сезон для всех компаний республики. У перевозчиков Брестской области, Гродненской области и г. Минска наблюдается сезон вплоть до декабря, что обусловлено большим количеством представителей международных перевозчиков в данных областях. Т.к. более 70% грузооборота приходится на международные перевозки, то график ниже может говорить о сезоне для международных перевозчиков (особенно в вышеназванных областях).

Отклонения фактического грузооборота от среднемесячного, %

Отмечу некоторую некорректность значений отклонений за 2021 год, т.к. имеется статистика только за 8 месяцев, которые и являются по большей части теми самыми «горячими». 

По информации БАМАП, на 2020 год было получено более 770 тысяч разрешений на перевозки грузов от 46 стран, что на 5% выше предварительно согласованного количества. Дополнительно поступило 37 480 разрешений из 16 государств. Экономический эффект от их использования оценочно составил 89 млн USD в экспорте услуг автотранспорта.

В 2020 году была обеспечена возможность повторной выдачи разрешений, которые возвращаются перевозчиками неиспользованными, а также усовершенствовано администрирование этого процесса. Если в 2019 году таких разрешений было 404, то в 2020 году уже 2 084.

Что касается выручки от перевозок грузов, то в 2015-2019 гг. она росла в среднем на 12,5% в год. Однако замечу, что затраты на перевозки грузов росли большими темпами: в среднем на 13,7% в год. По нашим оценкам, выручка от перевозок грузов в 2020 году превысила 1,2 млрд руб.

Какова динамика рынка в 2021 году?

За 8 месяцев 2021 г. объем перевозок составил 100,4 млн т. (на 4,8% меньше показателя аналогичного периода 2020 года), а грузооборот – 18,8 млрд т.км. (на 3,3% больше уровня 2020 года). Наибольшее снижение объемов перевозок произошло в январе (на 21,6% меньше января 2020 года), феврале (на 16,0% меньше февраля 2020 года) и марте (на 14,4% меньше марта 2020 года). При этом самое значительное падение наблюдалось среди перевозчиков Брестской, Витебской и Минской областей.

Также хотелось бы отметить, что на деятельность перевозчиков Беларуси в настоящий момент оказывают влияние последствия пандемии коронавируса, повышенный внешний спрос и последствия социально-экономического кризиса.

Согласно Государственной программе «Транспортный комплекс», ожидается, что при благоприятном сочетании внутренних и внешних факторов в 2025 году грузооборот автомобильного транспорта составит 118,2% к уровню 2020 года (т.е. 34,0 млрд т.км.).

Наше рейтинговое агентство BIK Ratings совместно с RTL Expert LAB, а также при участии отраслевых экспертов и ассоциации разработало следующую методологию оценки перевозчиков:

Группа показателей

Показатель

Весовой коэффициент

Надежность компании

Длительность оказания услуг перевозчика на 01.09.2021

35%

Количество судов, в которых Компания участвовала в качестве ответчика, в 2018 – I полугодии 2021 гг.

Доля клиентов, обратившихся к Компании два и более раз за 2020 г. – I полугодие 2021 г.

Отношение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и выручки от оказания услуг по перевозке грузов в международном автомобильном сообщении за 2020 г.

Финансовая стабильность Компании

Количество ДТП по вине водителей Компании в 2020 – I полугодии 2021 гг. на 100 000 км пробега

Наличие международных сертификатов качества на 01.09.2021

Отношение страховой суммы и выручки от оказания услуг по перевозке грузов Компании в 2020 г.

Членство в Ассоциации «БАМАП»

Отзывы на Компанию в Интернете

Масштаб деятельности

Количество автотранспортных средств на 01.09.2021

25%

Выручка от эксплуатации транспортных средств в 2020 – I полугодии 2021 г.

Количество стран, в которые осуществлялись перевозки в 2020 – I полугодии 2021 г.

Количество штатных единиц на 01.09.2021

Качество автотранспортного парка

Возрастная структура парка автотранспортных средств на 01.09.2021

15%

Экологическая структура парка автотранспортных средств на 01.09.2021

Разнообразие видов автотранспортных средств в парке на 01.09.2021

Унификация марок автотранспортных средств в парке на 01.09.2021

Коэффициент использования пробега в 2020 г. – I полугодии 2021 г.

Коммуникации с клиентами

Возможность отслеживания отправленных грузов

15%

Качество и удобство сайта

Доля исполненных договоров в 2020 г. – I полугодии 2021 г. с прямыми заказчиками автоперевозок

Перечень оказываемых услуг

Количество оказываемых услуг

10%

 

Данные показатели могут быть положены в основу самостоятельной оценки при выборе перевозчика. Однако замечу, что некоторая информация для анализа может быть закрытой, что обуславливает особую ценность проведенного проекта.

В настоящее время в Беларуси функционирует множество автоперевозчиков, осуществляющих как внутренние, так и международные перевозки. Участниками ТОПа стали опытные игроки рынка среднего и крупного масштабов деятельности, которые предоставили нам заверенную информацию для анализа.

Топ перевозчиков

Сложившийся ТОП позволит определить, какие из компаний-перевозчиков сильнее в различных аспектах своей деятельности и взвешенно принимать решение при выборе услуг перевозчика. Предложенная методология позволит самостоятельно оценить перевозчиков на белорусском и зарубежных рынках.

  1. РУП «Белтаможсервис»

Дата начала деятельности компании – 10 июня 1999 года. Компания имеет 6 филиалов по Беларуси, а с 2008 года оказывает услуги перевозчика. В автопарке компании свыше 60 единиц техники. Белтаможсервис оказывает полный перечень логистических услуг: транспортно-экспедиционные, мультимодальные перевозки, терминальные услуги, экспедирование, грузоперевозки. А также складские услуги, услуги таможенного представителя, страхование грузов, Tax Free. Направления автомобильных перевозок - страны ЕС, Российская Федерация, РФ, Турция, Туркменистан и другие. Член БАМАП и БАМЭ.

  1. СООО «Брествнештранс»

Предприятие Брествнештранс ведет свою историю с 1974 года. С 2007 года предприятие переименовано в СООО «Брествнештранс». В автопарке компании более 40 единиц техники. Компания является транспортно-логистическим центром и оказывает весь комплекс логистических услуг на рынках стран ЕС и СНГ. Оказывает таможенные и складские услуги, а также осуществляет терминальную обработку грузов. Член БАМАП и БАМЭ.

  1. ЧТУП «ПДИтранс»

Транспортная компания ПДИтранс основана в 2008 году, в парке свыше 50 единиц транспортной техники. География перевозок – все страны ЕС и страны СНГ. Основное направление деятельности – транспортировка широкоформатного стекла «Джамбо» специальными полуприцепами типа «Inloader», также компания перевозит и другие виды грузов.

  1. ООО «Трансконсалт Брест»

Транспортно-экспедиционная компания Трансконсалт Брест с 1996 г. работает на рынке международных перевозок. В собственном парке компании 15 единиц техники. Широкая география перевозок включает страны Европы и СНГ. Осуществляют доставку сборных и комплексных грузов автомобильным, морским, железнодорожным и авиатранспортом, в том числе и мультимодальные перевозки. Оказывают комплекс услуг по страхованию грузов, их таможенному оформлению и организации промежуточного хранения. Член БАМАП и БАМЭ.

  1. ООО «ЛОГУС ВОСТОК»

Компания ЛОГУС ВОСТОК зарегистрирована в 2007 году. С 2010 году осуществляет перевозки грузов. В автопарке 11 грузовых автомобилей с полуприцепами. Основные направления – Литва, Польша, Германия, Швейцария, Италия, Голландия, Бельгия и Россия. Осуществляет перевозку как комплексных, так и сборных грузов. Член БАМЭ.

Источник: Дмитрий Данильчук, Исполнительный директор BIK Ratings

Комментарии

Следуйте за нами в социальных сетях