На заседании Правления Ассоциации «БАМАП» были рассмотрены проблемы и перспективы развития транспортной отрасли

Опубликовано 16.12.2020, 09:09

10 декабря 2020 года состоялась видеоконференция заседания Правления Ассоциации «БАМАП», на которой обсуждались текущие проблемы, с которыми столкнулась транспортная отрасль во время пандемии коронавируса, а также меры по развитию отрасли в 2021 году, передает БАМАП.

От Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь участие в заседании приняли заместитель Министра Сергей Дубина и начальник Транспортной инспекции Минтранса Григорий Веремко.

Как подчеркнул в своем вступительном слове Председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой, сложная эпидемиологическая ситуация затронула все страны региона. Многие бизнес-процессы на транспорте пришлось перестраивать и адаптировать под новые реалии, чтобы оставаться конкурентоспособными даже в нынешних условиях.

Учитывая актуальность проблемы, тема COVID-19 была лейтмотивом недавно прошедшей в Женеве Генеральной ассамблеи Международного союза автомобильного транспорта. МСАТ провел исследование, согласно которому, COVID-19 продолжает оказывать негативное влияние на отрасль автомобильных коммерческих перевозок, в частности приводит к неплатежеспособности, убыткам и даже разорению компаний. Ограничительные меры, такие как проверка состояния здоровья, дополнительный контроль на границах или их закрытие замедлили перевозки по всему миру, что сопровождалось спадом объемов грузов. По оценке МСАТ влияние на грузооборот в секторе автомобильного транспорта приведет к потерям доходов в 2020 году на 18%. Более того, по информации МСАТ, пандемия оказала влияние не только на международный автомобильный транспорт, но и на мировую экономику в целом. Чтобы производство вернулось на докризисный уровень, понадобится не менее трех лет.

На этом фоне итоги работы белорусского международного автомобильного транспорта выглядят неплохо. Если в 2019 году отечественные перевозчики сработали с небольшим убытком, то в нынешнем кризисном сумели выйти на прибыльную работу, рентабельность в отрасли составила более трех процентов. Грузооборот белорусского международного автомобильного транспорта прирос на полтора процента (в сравнении с 2019 годом), объем перевезенных грузов, в свою очередь, увеличился на 0,5 процента.

Все это, как подчеркнул Николай Боровой — результат самоотверженной работы коллективов белорусских организаций международного аватотранспорта.

Чтобы нивелировать последствия пандемии коронавирусной инфекции, Ассоциация «БАМАП» с марта 2020-го начала предпринимать конкретные шаги. Результаты этой работы, например, нашли свое отражение в Указе Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. 143 «О поддержке экономики», а также в ряде принятых правительством решений.
Однако предпринятые меры все же не сумели полностью компенсировать негативнее последствия пандемии. И если в первом квартале 2020-го была отчетливо видна положительная динамика роста и дальнейшего развития международных автомобильных перевозок в Республике Беларусь: рост количества перевозок к аналогичному периоду 2019 года составил 1,9 процента, экспорта услуг — более 5 процентов, — то во втором квартале эти показатели существенно снизились. Количество перевозок уменьшилось на 12,8 процента, экспорт услуг — на 11,3 процента.

В третьем квартале 2020-го, на фоне отмены ряда ограничений для экономики и транспорта, отрицательная динамика замедлилась.

По количеству перевозок спад составил 1,6 процента, а экспорт услуг международного автомобильного транспорта снизился на 0,6 процента. С учетом этого тренда, считает генеральный директор Ассоциации «БАМАП» Наталия Высоцкая, можно надеяться, что по итогам 2020 года основные показатели вернутся на докризисный уровень.

На заседании Правления также были рассмотрены вопросы расширения доступа к рынку и грузовой базе в 2021 году за счет увеличения числа стран, работающих с Беларусью на безразрешительной основе, а также обеспечению белорусских перевозчиков иностранными разрешениями. Так, в 2021 году ожидается получение для нужд белорусских транспортных компаний свыше 737 тысяч разрешений.

В нынешнем году, как известно, к «безразрешительным» для белорусов направлениям добавилась Молдова. И отечественные перевозчики не преминули этим воспользоваться. По итогам девяти месяцев они увеличили количество перевозок из Молдовы в Беларусь на 28 процентов. На очереди — безразрешительные перевозки в/из Украины: Протокол о внесении соответствующих изменений в межправительственное Соглашение о международном автомобильном сообщении от 17 декабря 1992 года был подписан в феврале нынешнего года и в ближайшее время должен быть ратифицирован.

Очередной задачей в вопросе расширения доступа белорусов к международным потокам грузов является практическая реализация соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов (вступило в силу с январе нынешнего года). Пилотные перевозки в рамках этого соглашения планируются осуществить в начале 2021 года.

Кроме того, как отметила Наталия Высоцкая, дирекция ассоциации ведет большую работу по созданию правовых возможностей для выполнения каботажных перевозок на территории ЕАЭС с созданием равных условий для всех перевозчиков государств-участников.

Источник: БАМАП

Комментарии

Следуйте за нами в социальных сетях