Новая разработка от ведущих мировых производителей облегчит работу водителей большегрузов

Опубликовано 1.10.2020, 01:54

Сделан еще один шаг к автоматизации сферы грузоперевозок. Bosch, Volkswagen, MAN Truck & Bus, Штутгартский университет, Университет средств массовой информации, Институт Spiegel и компания CanControls объединились и создали прототип помощника для автоматизированного вождения.

В последнее время возросло количество дорожно-транспортных происшествий с участием грузовых транспортных средств. Причин, которые приводят к трагическим ситуациям, множество: монотонная работа, несоблюдение режима труда и отдыха, личные проблемы, переутомление водителей грузовиков и т.п.

Для того, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, был создан консорциум, который занялся разработкой системы автоматизированного вождения для грузовых транспортных средств. Данная система поможет водителю в критических ситуациях, частично взяв на себя функции управления автомобилем.

В последнее время производители занимались разработкой частично автоматизированного вождения (SAE Level-2 и SAE Level-3). Недавно консорциум презентовал итоги своей работы – прототип «Помощника по вниманию и активности». Новинка была представлена как «виртуальный пассажир», который поможет водителю сконцентрироваться за рулем, снимет усталость и сделает вождение приятным.

Спонсором данного проекта выступило Федеральное министерство экономики и энергетики ФРГ. На его реализацию было выделено более 5 млн. евро.

М.Шульц, менеджер проекта от Bosch, пояснил, что задумка проекта заключается в том, чтобы держать водителей грузовиков в состоянии оптимального стресса. Система будет работать попеременно, т.е. автоматизированное и ручное управление будут чередоваться. Частично автоматизированное вождение (SAE Level-2) предполагает, что водитель может взять управление на себя в любое время, а при условно автоматизированном вождении (SAE Level-3) – по запросу.

«Виртуальный пассажир» окажет водителю помощь в зависимости от складывающейся ситуации. Система может включить музыку или аудиокниги, прочитать сообщения на электронной почте, общаться в чатах от имени водителя, спланировать маршрут, включить фильмы, видео-тренировки и т.п.

В работе «виртуального пассажира» важным является не только точное определение текущей дорожной ситуации, но и правильная интерпретация состояния водителя. Разработчикам удалось достичь таких задач, благодаря внедрению датчиков внутреннего наблюдения в сочетании с программами искусственного интеллекта. Камеры ведут постоянный контроль за водителем (закрыты ли глаза, как часто он моргает, наклоняется ли голова от усталости и т.п.), а интеллектуальные системы распознают и предпринимают меры: от предупреждения или предложения заняться чем-либо до экстренного торможения.

Чтобы проект «Помощник по вниманию и активности» вышел в свет, была проделана кропотливая работа: исследователи сопровождали дальнобойщиков в рейсах, брали у них интервью об опыте вождения, сложных ситуациях на дорогах, контролировали состояние водителей в течение поездки, вели онлайн-дневники и т.д. Во время разработки системы информация постоянно проверялась и дополнялась, в результате чего «виртуальный пассажир» постоянно совершенствовался. Также были использованы симуляторы вождения и тест-драйвы в тестовом грузовике. Далее был проведен необычный эксперимент: в грузовом автомобиле с правым рулем водительская и пассажирская части были оборудованы рулевым колесом, тормозом, педалью акселератора и остальными элементами управления и индикации, а два места – разделены экраном секретности.

Особое внимание уделялось и мнению водителей об автоматизированном управлении, так как не все готовы принять данную систему. Ассоциируя автоматизированное управление с возможностью потерять работу, некоторые водители намеренно отключают систему, что может привести к трагическим последствиям. Поэтому разработчики «помощника по вниманию и активности» сделали акцент на человеко -машинном интерфейсе (HMI). Максимально простое и интуитивно понятное управление поможет наладить взаимодействие между автомобилем и водителем.

В итоге «виртуальный пассажир» вылился в панель управления, которая состоит из нескольких дисплеев. На панели сосредоточены визуальные, акустические и тактильные элементы, которые визуализируют внимание и активность помощника в виде аватара.

В будущем наработки исследовательского проекта будут использоваться в разных сферах перевозок, к примеру, в мониторинге салона, развлекательных системах и автоматизированном вождении. Их также можно будет перенести и на легковые автомобили.

Латушкина Дарья

 

Наши новости в Telegram

Комментарии