БАМАП прокомментировал новый закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»

Опубликовано 11.08.2021, 11:37

Целью принятия данного нормативно–правового акта является приведение в соответствие национального законодательства Республики Беларусь отдельным положениям Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. В новой редакции Закона реализован ряд инициатив Ассоциации «БАМАП», затрагивающих интересы международных автомобильных перевозчиков в сфере таможенного регулирования.

1. О сроках таможенного транзита (статья 114 Закона в новой редакции).

В новой редакции Закона детализирован подход для определения таможенным органом сроков таможенного транзита. Так, в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, с учетом положений абзаца второго пункта 2 статьи 144 Таможенного кодекса ЕАЭС срок, в течение которого товары должны быть доставлены от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения (далее - срок таможенного транзита), устанавливается из расчета не более трехсот километров в сутки.

При одновременном установлении сроков таможенного транзита в отношении нескольких партий товаров, следующих на одном транспортном средстве в несколько мест доставки, срок таможенного транзита будет устанавливаться таможенным органом для первого места доставки из расчета не более трехсот километров в суткидля каждого последующего места доставки - не более пяти календарных дней от установленного срока таможенного транзита в отношении первого места доставки. При этом не будет допускаться устанавливать срок таможенного транзита менее одного календарного дня.

2. Об особенностях проведения таможенного контроля в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем (статья 214 Закона в новой редакции).

С целью выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенные органы проводят таможенный контроль. Положения статьи 214 Закона в новой редакции наделяют таможенные органы правом для этих целей останавливать автомобильные транспортные средства. Лицо, управляющее автомобильным транспортным средством, в случае его остановки обязано по требованию должностных лиц таможенных органов предъявить транспортное средство и находящиеся в нем товары и документы на них должностному лицу таможенного органа для проведения таможенного контроля.

По инициативе Ассоциации «БАМАП» в статье Закона в новой редакции закреплена норма, что при невозможности проведения или завершения форм таможенного контроля в срок, установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 355 Таможенного кодекса ЕАЭС, и при этом у таможенного органа имеются достаточные основания полагать, что проведение или завершение соответствующих форм таможенного контроля могут привести к выявлению и пресечению нарушений норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства о таможенном регулировании, автомобильное транспортное средство перемещается и (или) помещается не в любую, а в ближайшую зону таможенного контроля, обеспечивающую необходимые условия для хранения перемещаемой категории товаров.

При этом автомобильное транспортное средство может находиться в зоне таможенного контроля в течение времени, необходимого для проведения или завершения форм таможенного контроля, за исключением случая, когда автомобильное транспортное средство подлежит изъятию или аресту в соответствии с законодательными актами.

Кроме того, по предложению Ассоциации «БАМАП» в статье Закона в новой редакции закреплена норма о том, что о необходимости принудительного перемещения и (или) помещения транспортного средства в зону таможенного контроля лицо, управляющее транспортным средством, письменно уведомляется таможенными органами по его требованию.

3. Об оптимизации действий сотрудников таможенных органов при составлении актов таможенного досмотра (статья 217 Закона в новой редакции).

По предложению Ассоциации «БАМАП» в статью Закона в новой редакции, регулирующую отдельные вопросы, связанные с проведением таможенного досмотра, была включена норма, регламентирующая время составления должностным лицом таможенного органа акта таможенного досмотра, отражающего результаты проводимого таможенного контроля.

Если по результатам таможенного досмотра не были выявлены нарушения законодательства, акт таможенного досмотра должен быть составлен не позднее четырех часов рабочего времени таможенного органа после проведения таможенного досмотра в отношении товаров, перевозимых автомобильным видом транспорта.

Кроме того, следует обратить внимание на иные новеллы Закона в новой редакции, затрагивающие деятельность автомобильных перевозчиков.

Представление в таможенный орган предварительной информации (п.1 статьи 10 Закона в новой редакции).

В новой редакции Закона определено, что предварительная информация о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь автомобильным транспортом, представляемая в целях, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 11 Таможенного кодекса ЕАЭС, должна представляться перевозчиком. От имени перевозчика предварительная информация может быть представлена исключительно таможенным представителем. Иными лицами, действующими от имени и по поручению перевозчика, предварительная информация может подаваться только в рамках постановлений Правительства Республики Беларусь.

Принимаемые меры в случаях непредставления таможенным органам информации либо нарушения сроков ее представления (п. 3 статьи 10 Закона в новой редакции).

В новой редакции Закона определены меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, которые будут применяться со стороны таможенных органов при непредставлении перевозчиком таможенным органам предварительной информации, которая в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 11 Таможенного кодекса ЕАЭС должна представляться в обязательном порядке, либо при нарушении сроков ее представления. В частности, таможенными органами будут применяться следующие меры:

- таможенное сопровождение (в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 338 Таможенного кодекса ЕАЭС);

- наложение на транспортное средство навигационных устройств (пломб) (в соответствии с пунктом 1 статьи 230 Закона в новой редакции). При этом навигационное устройство (пломба) не будет применяться таможенными органами только в случаях, определенных в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством о таможенном регулировании.

Перечень категорий товаров, в отношении которых таможенные операции совершаются в первоочередном порядке (статья 71 Закона в новой редакции).

В соответствии с новой редакцией Закона на Правительство Республики Беларусь возложены функции в части определения перечня категорий товаров, подвергающихся быстрой порче, в отношении которых в соответствии со статьей 81 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенные операции совершаются в первоочередном порядке.

В настоящее время данный перечень категорий товаров содержится в Приложении 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 г. № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».

Необходимость представления описи документов при использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов (п.4 статьи 89 Закона в новой редакции).

В соответствии с новой редакцией Закона при использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с указанием в транспортных (перевозочных) документах сведений о пункте назначения на территории Республики Беларусь представление описи документов требоваться не будет. В иных случаях при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита при использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов потребуется представить такую сопроводительную опись документов в таможенный орган.

Установление таможенным органом места доставки при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах (п.6 статьи 115 Закона в новой редакции).

В соответствии с пунктом 3 статьи 145 Таможенного кодекса ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории Республики Беларусь таможенный орган отправления исходя из характера товаров вправе устанавливать место доставки товаров независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах, в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь о таможенном регулировании. В рамках реализации данной нормы Государственный таможенный комитет Республики Беларусь определил в Законе следующий перечень случаев, когда таможенный орган будет вправе устанавливать место доставки товаров, независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах:

- если в отношении перемещаемых товаров необходимо проведение определенных форм таможенного контроля и в таможенном органе отправления, а также в месте доставки, заявленном декларантом, отсутствуют условия для проведения таких форм таможенного контроля с принятием мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;

- если таможенные операции в отношении перемещаемых товаров должны быть совершены в определенных пунктах таможенного оформления в соответствии со статьей 257 настоящего Закона;

- если пункт назначения, указанный в транспортных (перевозочных) документах, находится в регионе деятельности таможенного органа, расположенного на территории, на которой установлен режим чрезвычайного положения либо введены другие ограничения для ввоза отдельных категорий товаров в соответствии с законодательством;

- в случаях, определенных на основе системы управления рисками, применяемой таможенными органами.

При перемещении товаров, требующих особых условий транспортировки, в том числе крупногабаритных товаров, а также по мотивированному заявлению декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, будет допускаться установление более продолжительных сроков таможенного транзита, чем установленные настоящей статьей, но не более предельного срока таможенного транзита, устанавливаемого в соответствии с пунктом 3 статьи 144 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Совершенствование подхода при определении региона деятельности таможенного органа для совершения таможенных операций, связанных с разгрузкой, перегрузкой (перевалкой), а также заменой транспортных средств при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (статья 116 Закона в новой редакции).

В соответствии с положениями статьи 148 Таможенного кодекса ЕАЭС совершение выше обозначенных грузовых операций допускается с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого будут совершаться такие операции. В случае, если таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств могут быть совершены без удаления наложенных пломб и печатей либо если на товары таможенные пломбы и печати не наложены, совершение таких операций допускается после соответствующего уведомления таможенного органа, в регионе деятельности которого совершаются такие операции, в электронной или письменной форме.

С целью совершенствования работы перевозчиков с таможенными органами в новой редакции Закона дано определение региона деятельности таможенного органа для целей совершения грузовых операций. Так, для целей разгрузки, перегрузки (перевалки), в том числе с транспортного средства одного вида транспорта на транспортное средство другого вида транспорта, и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по таможенной территории, под регионом деятельности таможенного органа следует понимать всю территорию Республики Беларусь.

Использование таможенными органами навигационных устройств (пломб) в качестве средств идентификации транспортных средств (пункт 3 статьи 225 Закона в новой редакции).

Новеллой Закона в новой редакции стало признание в качестве средств идентификации навигационных устройств (пломб), функционирующих посредством информационных систем, обеспечивающих дистанционный контроль за перемещением транспортных средств и соблюдением установленного маршрута перевозки товаров, предоставляемых национальным оператором системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств (пломб).

Порядок применения навигационных устройств (пломб) в Республике Беларусь содержится в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 311. Порядок взаимодействия таможенных органов и организаций, осуществляющих наложение навигационных устройств (пломб), функционирующих посредством информационных систем, обеспечивающих дистанционный контроль за перемещением транспортных средств и соблюдением установленного маршрута перевозки товаров, предоставляемых национальным оператором системы отслеживания (мониторинга) международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств (пломб), устанавливается Правительством Республики Беларусь.

В настоящее время тариф на услугу национального оператора по отслеживанию (мониторингу) объектов пломбирования составляет 5 базовых величин за одну услугу, включая налог на добавленную стоимость.

Изменение отдельных условий и представляемых документов для включения в реестр таможенных перевозчиков (статья 314 Закона в новой редакции).

Претерпели изменения отдельные условия для включения Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь юридического лица в реестр таможенных перевозчиков.

Так, у юридического лица, заинтересованного для включения в реестр таможенных перевозчиков, на день его обращения с заявлением в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь должна отсутствовать не исполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Также на день обращения должна отсутствовать не исполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов у иного юридического лица, учредителем (участником, собственником имущества) или одним из учредителей (участников, собственников имущества) которого является заявитель.

В действующей редакции Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» для включения в реестр у заинтересованного юридического лица на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков должна отсутствовать лишь не исполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных пошлин, пеней, процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Также претерпели значительные изменения требования, связанные с отсутствием фактов совершения юридическим лицом, претендующим на включение в реестр таможенных перевозчиков, административного таможенного правонарушения. Так, для включения в реестр таможенных перевозчиков, у заинтересованного лица:

- должны отсутствовать факты привлечения в Республике Беларусь к административной ответственности в течение одного года до дня обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков за административное правонарушение, протокол по которому составлен должностным лицом таможенного органа и которое повлекло наложение административного взыскания в виде конфискации товаров, и (или) взыскания их стоимости, и (или) штрафа на сумму 2000 и более базовых величин;

- должны отсутствовать факты привлечения в Республике Беларусь к административной ответственности в течение одного года до дня обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков за административные правонарушения, протоколы по которым составлены должностными лицами таможенных органов и которые повлекли наложение административных взысканий в виде конфискации товаров, и (или) взыскания их стоимости, и (или) штрафа на общую сумму 5000 и более базовых величин;

- должно отсутствовать на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков подлежащее исполнению и неисполненное постановление о наложении административного взыскания за совершенное административное правонарушение, протокол по которому составлен должностным лицом таможенного органа.

В действующей редакции Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» заинтересованное лицо на день обращения с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков считалось не подвергшимся административному взысканию по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекшим конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму двести пятьдесят базовых величин и более.

Также изменился перечень документов, представляемых заинтересованными юридическими лицами для включения в реестр таможенных перевозчиков. По предложению Ассоциации «БАМАП» из данного перечня было исключено требование о необходимости предоставления договора с разработчиками информационных технологий и средств их обеспечения на их сопровождение, а в случае разработки таких программных продуктов юридическим лицом – документа, подтверждающего соответствие программного обеспечения требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь. Для включения в реестр таможенных перевозчиков заинтересованному лицу необходимо представить в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь документы, установленные пунктом 1 статьи 302 и перечисленные в пункте 2 статьи 314 новой редакции Закона.

Изменения в Закон Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» вступают в силу с 25 июля 2022 года.

Источник: БАМАП

Наши новости в Telegram

Комментарии