Мы все еще строим логистический бизнес. Обзор логистических центров Беларуси

Transinfo.News
---

Опубликовано 1.12.2020, 01:34

За последнее десятилетие Беларусь фактически выстраивала новую ветку бизнеса – логистическую. Начиная с 2008 года государством были приняты две государственные программы развития на 2008-2015 годы и 2016 – 2020 годы. Сейчас идет работа над созданием новой программы до 2030. Что произошло на рынке за последние 10 лет и куда мы пойдем дальше в этом направлении разбираемся с экспертом ТрансИнфо.

Что из себя сегодня представляет идеальная логистическая система?
- Любая логистическая система не может работать должным образом без функции хранения, т.е. без складских помещений, где создаются все необходимые условия для нахождения и последующей транспортировки продукции. Каждому предпринимателю, чье поле деятельности связано с масштабными поставками или производством, в конечном счете придется заняться поиском подходящего склада. Помимо функции хранения, правильно организованные складские помещения позволяют оптимизировать расходы в сфере логистики, минимизировать риски краж, порчи, пожара и т.п. продукции, производить инвентаризацию, обработку, упаковку и отправку товара получателям. В идеальном варианте действующий логистический центр должен оказывать полный комплекс услуг: от принятия товара на хранения вместе с оформлением полного списка соответствующей документации до отгрузки его получателю с опять же необходимым перечнем соответствующего пакета документов.

Логистические центры имеют свою специфику. Существуют предприятия, которые функционируют для обработки и хранения грузов. Занимаются таможенным оформлением, решают вопросы мультимодальных грузов и некоторые сопутствующие решения. 
Также, бывают и транспортно-логистические центры. Такие предприятия оказывают услугу по предоставлению площадей экспедиторским и транспортным бизнесам, оказывают услугу для остановок грузовиков. В некоторых случаях могут предлагать ремонт транспорта или оказывать услуги в виде таможенных и брокерских запросов от клиента.

Логистический бизнес Беларуси. На каком этапе мы находимся?
- Сегодня мы все еще продолжаем строить это важное для Беларуси бизнес направление. Если вернуться к программам развития, то с уверенностью можно сказать, что во время действия первой программы (2008-2015 гг.) мы создавали целую отрасль. Разработка терминологии, организацию размещения логистических центров, привлечение инвестиций и многое другое. Результатом работы первой программы в итоге стало открытие и запуск 38 логистических центров. По данным Министерства транспорта и коммуникаций в строительство вложились 11 стран, а инвестиции до 2019 года составили более 1,3 миллиарда долларов. На данный момент по данным Министерства в Беларуси действует 59 логистических центров и большая часть из них (40 центров) осуществляет деятельность вокруг Минска. Из 59 логцентров – 46 являются частными. Что касается транспортно-логистического направления, то в стране действует около полутора тысяч предприятий и более 90% из них относятся к бизнесам малого предпринимательства.

Перечень логистических центров Беларуси:

На сегодня рост отечественной логистической инфраструктуры осуществляется за счет ввода в эксплуатацию новых складских помещений логистическими операторами. За 2020 год общая площадь складов класса «А» и «В» практически достигла 1 млн. кв. м. По-прежнему Минская и Брестская области остаются самыми привлекательными регионами для возведения новых логистических комплексов и складской недвижимости. Появление на белорусском рынке таких гигантов как Fix Price или Amazon также поспособствовало увеличению потребности в складах в стране.
Если проанализировать распределение складских помещений среди потребителей, то основную долю занимают поставщики и онлайн-магазины, на втором месте располагаются торговые сети, далее – логисты и производители.

Какова ценовая политика логистических центров?
- Что касается арендной ставки на склады класса «А» и «В», то она варьируется от 6,5 до 12 евро с НДС. Окончательная цена будет зависеть от месторасположения склада и доступного оборудования. Арендные ставки на помещения класса «А» высокие и не конкурируют со странами-соседями. К примеру говоря, Польша предлагает аренду в 1,5-2 евро за м2, а Литва – 4-5 евро за м2. Даже в той же России аренда стоит 8-10 евро за м2, что дешевле более чем на 2 евро белорусского предложения.

Каковы затраты на содержание логистических комплексов?
- Если в 2018 году, затраты на содержание логистических центров и предоставление логистических услуг составляли $119,6 млн., то в 2019 году эта сумма возросла до $165,5 млн. Эксперты утверждают, что показатели за текущий год вырастут на 20-40 % по сравнению с предыдущим годом.

Согласно программе развития на 2016-2020 гг. (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 18.07.2016 № 560) планируется рост объема логистических услуг в 1,5 раза и увеличение общей складской площади логистических центров в 1,64 раза (до 657 тысяч квадратных метров). По данным Министерства транспорта и коммуникаций уже в 2019 году данный показатель был свыше 1 млн. квадратных метров.

Какие существуют сегодня проблемы логистической отрасли в нашей стране?
- Существуют несколько проблем, сдерживающих развитие данного бизнес-направления. В первую очередь, это не конкурентноспособные арендные ставки. Выше мы приводили сравнение с другими странами по помещениям класса «А». Еще одной важной проблемой сегодня считается термин «принцип резидентства», который отражен в таможенном законодательстве. Этот принципе гласит, что таможенная декларация должна передаваться для обработки только таможне государства – члена ЕАЭС где территориально был зарегистрирован декларант товаров. И даже Таможенный союз данную дилемму пока еще не решил. Или вот еще одна проблема – дорогой персонал для бизнеса (например, логистический бизнес предлагает зарплату до 1200 бел.рублей кладовщику, но соискатель считает, что это низкая ставка). В связи с этим появляются компании, которые предлагают аутсорсинг персонала для складских помещений.

Также, одной из проблем, сдерживающих развитие бизнеса, является отсутствие предоставления полного комплекса услуг: от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения грузов. Чаще всего используется только складского хранение. Сегодня это главные проблемы отрасли. А что будет в следующем году пока сложно загадывать, так как множество сопутствующих факторов будет влиять на рынок логистических услуг.

ТрансИнфо приглашает к сотрудничеству экспертов логистической отрасли рынка к диалогу. В цикле наших следующих материалов мы посмотрим, как развиваются логистические рынки ближнего зарубежья, какие перспективы у нашей страны, что будет с арендными ставками в новом году.

Следите за нашими новостями на портале и всегда будьте в курсе последних событий отрасли.

 

Марина Роман

 

Комментарии

Следуйте за нами в социальных сетях