Перевозка несобранного или некомплектного товара: чего ожидать на границе ЕАЭС?

Опубликовано 26.03.2018, 10:03

Таможенный транзит товаров в несобранном или некомплектном виде вызывает проблемы у международных перевозчиков при оформлении на границе ЕАЭС. Об этом порталу грузоперевозок Transinfo подробно рассказал Вадим Наумик, начальник отдела таможенного оформления компании «Автопромснаб-спедишн» (APS).

Категории транзита товаров в несобранном или некомплектном виде

Товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, условно можно разделить на две категории.

Первая — «масштабные» и очень крупные товары в физическом плане (заводы, перерабатывающие комплексы, технологические линии и др.). Отгрузки компонентов таких товаров называют «частичными поставками». Перевозка обычно осуществляется с привлечением большого числа транспортных средств в течение продолжительного периода времени, иногда по мере проведения монтажных работ. На данную категорию товаров импортеры, как правило, получают решение о классификации товаров.

Вторая категория — это менее крупные в физическом плане товары, такие как станки, производственные установки, машины. Как правило, их перевозят одновременно в нескольких транспортных средствах в разобранном на компоненты виде. Цель — одновременное прибытие всех транспортных средств в таможню назначения, где декларант осуществляет выпуск товара, классифицируя его в соответствии с ТН ВЭД единым кодом комплектного товара.

В кругу перевозчиков доставку товаров таким образом принято называть «блочной перевозкой». В большинстве случаев количество транспортных средств, осуществляющих «блочную перевозку», не превышает 5, однако иногда может достигать 20 и даже более.

Зачем оформлять решение о классификации товаров?

Поместить вышеуказанные товары под процедуру таможенного транзита с указанием кода ТН ВЭД комплектного товара можно только лишь при наличии решения о классификации либо предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. Такие нормы содержатся в Таможенном кодексе ЕАЭС и Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 138 «Об особенностях применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, и определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров» (далее — Решение Коллегии ЕЭК № 138).

Для «частичных поставок» наличие решения о классификации — нормальная практика и необходимость для импортера. С «блочной перевозкой» диаметрально противоположная ситуация. Решение о классификации либо предварительное решение — нецелесообразно с точки зрения временных и финансовых затрат.

К примеру, зачем оформлять решение о классификации на товар, который прибудет в таможню одновременно на пяти автомобилях? Такой необходимости для выпуска товара нет.

Получить решение о классификации исключительно для помещения товаров под процедуру таможенного транзита с точки зрения любого импортера — огромная роскошь. Ведь это трата денег и времени. При этом декларантами процедуры таможенного транзита в подавляющем большинстве выступают международные перевозчики. Заказчики транспортных услуг привыкли относить вопросы таможенного транзита исключительно к проблемам самого перевозчика.

Если решение о классификации либо предварительное решение о классификации отсутствует, каждый компонент комплектного товара должен декларироваться самостоятельно. При этом в транзитной декларации должны указываться стоимость, количество и вес брутто всех компонентов. Однако определить эти характеристики не в силах иногда даже сам производитель, так как у него данная информация может отсутствовать.

Еще хуже дела обстоят с транзитными перевозками компонентов комплектных товаров. В этом случае говорить о наличии решения о классификации или предварительного решения о классификации, выданных таможенными органами ЕАЭС, вообще не приходится. Однако Решение Коллегии ЕЭК № 138 не исключает транзитные перевозки из общих правил.

Законодательная практика Беларуси

Каждое государство-член ЕАЭС может устанавливать особенности применения процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перевозимых по территории только одного государства. Данная норма предусмотрена пунктом 10 статьи 142 Таможенного кодекса ЕАЭС.

Подобную норму содержал и Таможенный кодекс Таможенного союза, поэтому в Республике Беларусь упрощение в данном направлении было давно реализовано.

Пункт 6 статьи 186 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З
«О таможенном регулировании в Республике Беларусь»

Выпуск в соответствии с процедурой таможенного транзита товаров в несобранном или разобранном виде, перемещаемых разными партиями одним или несколькими транспортными средствами, допускается с указанием единого кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при наличии экспортной декларации страны вывоза товаров, содержащей сведения о классификационном коде товара в собранном виде.

Предоставление экспортной декларации страны вывоза значительно упрощает процесс таможенного декларирования и в свою очередь служит серьезным основанием для подтверждения сведений, заявляемых в транзитной декларации, так как является таможенным документом.

Однако если ранее данная норма применялась в отношении всех товаров, перемещаемых через белорусский участок таможенной границы ЕАЭС, то в данный момент возможность предоставления экспортной декларации страны вывоза товаров существует только при ввозе непосредственно в Республику Беларусь. При перемещении грузов в остальные государства применяется Решение Коллегии ЕЭК№ 138, а условие наличия решения о классификации либо предварительного решения о классификации является обязательным.

В ожидании упрощений по опыту Беларуси

Многие автомобильные перевозчики попросту отказываются от перевозок подобных товаров, дабы не попасть в простой в ожидании документов на границе. Иногда необходимые сведения для таможенного декларирования взять неоткуда, ожидание может быть очень долгим.

Опыт таможенных органов Республики Беларусь сегодня наиболее удобен для международных перевозчиков. Эксперт компании APS надеется, что подход таможенных органов других государств-членов ЕАЭС изменится и за основу будет принята белорусская практика.

Источник: Transinfonews.by

Наши новости в Telegram

Комментарии